Russian Federation
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Russian Federation
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Russian Federation
employee from 01.01.2015 until now
Voronezh, Russian Federation
The issue of road safety and the level of accidents involving wild animals and pedestrians on public and special roads are considered and analyzed. The issue of the behavior of road users on the roadway is analyzed, as well as recommendations for reducing the risk of a pedestrian getting under the wheels of a car and their compliance with the rules of behavior on the roads are presented.
road, car, pedestrian, animal, safety
Автомобильный транспорт играет главную роль в дорожном движении транспортной структуры как всей страны, так и отдельных регионов, которую подразделяют на категорию общего и категорию специального пользования. При перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом особое внимание уделяют показателям качества перевозочного процесса [3]:
– безопасности, к которой можно отнести техническое состояние автотранспорта, стаж и опыт водителя, оборудование пассивной безопасности транспортного средства (ТС) (ремни, подушки безопасности и другие защитные устройства);
– комфортности (удобства езды);
– времени передвижения пассажира на маршруте (включает время подхода к остановочному пункту, время ожидания маршрутного ТС и время на проезд).
В процессе перемещения пассажиров и грузов ни одно ТС не застраховано от такого негативного явления перевозочного процесса, как дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого повреждаются ТС, получают ранения, или погибают участники движения 9 (водители ТС, пассажиры, пешеходы). С целью снижения ДТП на предприятиях автотранспорта проводится работа по их предупреждению. ДТП, совершенные водителями автобусов, грузовых ТС, а также легковых таксомоторных ТС, имеющих право выполнять перевозки, занимают не последнее место среди всех совершенных ДТП.
Статистика происшествий с участием водителей автотранспортных предприятий по Воронежской области за 2022 год представлена на рис. 1 [6].
Из рисунка видно, что в Воронежской области, как и во всей нашей многонациональной стране в целом, наблюдается незначительное снижение показателей происшествий (рис. 2). Это можно объяснить ростом количества автомобильного транспорта, что в свою очередь способствует увеличению заторовых ситуаций и уменьшению скорости сообщения на участках улично-дорожной сети (УДС).
Рисунок 1 – Состояние вопроса происшествий по Воронежской области за 2022 год с участием автомобильного транспорта общего пользования
Данные негативные явления влекут за собой повышение концентрации выбросов отработавших газов и загрязняющих веществ в атмосферу, негативное их влияние на здоровье и психофизиологическое состояние водителей и пассажиров ТС, способствуют снижению концентрации внимания и утомляемости.
Рисунок 2 – Статистика ДТП по годам в РФ
На улично-дорожной сети каждое такое происшествие наносит тяжкий вред здоровью и жизни граждан, а также высокий материальный ущерб. Становятся инвалидами, а хуже всего – погибают дети (рис. 3).
Рисунок 3 – Показатели аварийности за 2020 – 2022 гг. в городском округе
г. Воронеж с участием детей
По статистическим данным службы ГИБДД по Воронежской области и показателям аварийности в разделе безопасности дорожного движения нами был проведен анализ всех происшествий, на которые повлияли различные факторы. На рис. 4 изображена гистограмма, которая отображает виды происшествий, которые чаще всего встречались на автомобильных дорогах и УДС г. Воронежа за период с января 2020 по декабрь 2022 гг. Как видно из гистограммы, преобладали такие виды происшествий, как столкновение ТС – 1226, наезд ТС на пешехода – 873 и опрокидывание ТС – 333 происшествия [6].
Рисунок 4 – Гистограмма распределения ДТП по видам за 2020-2022 год
в Воронежской области
Поведение пешеходов на проезжей части улицы или дороги существенно отличаются от поведения диких животных. Однако, в некоторых ситуациях выйдя на проезжую часть улицы или дороги, пешеходы не обращают внимания на возможную внезапную опасность. Действия пешехода, как существа разумного, не всегда правильны, поскольку не соответствуют требованиям ПДД РФ. Наезд автомобиля на пешехода есть ДТП, которое происходит довольно часто. Чтобы предотвратить такой вид происшествия применяют разные способы организации и регулирования движения [8]. Незащищенность пешехода перед автомобилем дает ему приоритетное положение на проезжей части. В результате наезда на пешехода водитель несет гражданскую, административную, или уголовную ответственность, в результате чего пешеход считает себя неприкосновенным по отношению к водителю. В результате такого положения пешеходов на дорогах одной лишь Воронежской области с 2020 по 2022 годы зарегистрировано 2087 ДТП с участием пешеходов из 8020 произошедших [6]. Для снижения количества наездов на пешеходных переходах (ПП) управление транспорта городского округа г. Воронеж рекомендовало запретить остановку ТС на расстоянии 15 метров до пешеходных переходов совместно с камерами фотофиксации [2]. Есть рекомендации по увеличению этого расстояния до 20 метров [1]. В настоящее время. Напомним, что согласно пункту 12.4. ПДД РФ в редакции от 22 сентября 2016 г., остановка ТС запрещается на ПП и ближе 5 м перед ними [7].
Для уменьшения риска попадания пешехода под колеса автомобиля необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, а именно:
– пешеходам необходимо иметь на своей одежде световозвращающие элементы, для того, чтобы водитель в темное время суток мог заранее распознать их в условиях недостаточной видимости;
– движение пешеходы должны осуществлять по тротуарам, а если они отсутствуют, то по краю обочины;
– переходить пешеходный переход необходимо под прямым углом, а не под произвольным (что часто происходит);
– не оценив расстояния до приближающегося ТС, не выходить на проезжую часть [4].
1. Ob obespechenii bezopasnosti dvizheniya peshehodov / V. A. Zelikov, G. A. Denisov, Yu. V. Strukov, N. I. Zlobina, N. V. Zelikova, S. V. Pisareva / Gruzovik. 2023. № 5. S. 31-35.
2. Zlobina, N. I. O povyshenii bezopasnosti dvizheniya v zone deystviya znakov «Peshehodnyy perehod» i «Zebra» / N. I. Zlobina, G. A. Denisov, Yu. V. Strukov // Byulleten' transportnoy informacii. – 2016. – № 8 (254). – S. 24-26.
3. Zlobina, N. I. Obosnovanie transportnogo osvoeniya lesosyr'evyh baz s uchetom bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : dis. … kand. tehn. nauk / N. I. Zlobina ; FGAOU VO "SAFU Imeni M.V. Lomonosova". – Arhangel'sk, 2022.
4. Ivan Buranov. Stoyanku kritikuyut bez ostanovki. – Rezhim dostupa: http://kommersant.ru/doc/3281345.
5. Klinkovshteyn, G. I. Organizaciya dorozhnogo dvizheniya : ucheb. dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy, obuchayuschihsya po special'nosti "Organizaciya i bezopasnost' dvizheniya" / G. I. Klinkovshteyn, M. B. Afanas'ev. – 5-e izd., pererab. i dop. – Moskva : Transport, 2001. – 247 s.
6. Osnovnye pokazateli avariynosti i ih dinamika. Gosavtoinspekciya MVD Rossii. – Rezhim dostupa: http://www.gibdd.ru. – Zagl. s ekrana.
7. Polosuhina, M. V. Obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya na peshehodnyh perehodah / M. V. Polosuhina, N. A. Murav'eva // Al'ternativnye istochniki energii v transportno-tehnologicheskom komplekse: problemy i perspektivy racional'nogo ispol'zovaniya. – 2016. – T. 3. – № 1. – S. 287-293.
8. Ustav avtomobil'nogo transporta i gorodskogo nazemnogo elektricheskogo transporta : Federal'nyy zakon ot 08.11.2007 N 259-FZ. – Red. ot 18.03.2020 – 30 s.