Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses examples of applications that could help automate document flow in the educational process. It is proposed to develop our own document flow modeling system.

Keywords:
document flow, information system, modeling, educational process, education
Text
Text (PDF): Read Download

Информационные системы и технологии проникли во все сферы жизни и деятельности современного человека. В быту, например, при походе в магазин нас с продуктовой корзиной встречают кассы самообслуживания, работающие без участия кассира. Также, например, при походе в театр билеты и бронируются, и проверяются с помощью специализированных приложений. Парковки оплачиваются с помощью мобильного телефона. На предприятиях рутинный труд сотрудников также автоматизирован: разработано огромное количество решений 1С:Предприятие для почти любой сферы деятельности:

– 1С: Садовод,

– 1С:Агропромышленный комплекс,

– 1С: Общепит,

– 1С:Предприятие 8. Отель,

– 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации,

– 1С:Комбинат планового питания,

– 1С:Аренда и управление недвижимостью,

– 1С:Бухгалтерия строительной организации.

Однако, есть сферы, куда информационные системы попали не так давно, но активнейшим образом развиваются. Примером такой сферы является образование. Пандемия явилась активнейшим катализатором внедрения и развития информационных технологий в образовании. 1С также разработала несколько интересных, но дорогостоящих решений для этой сферы:

– 1С: Электронное обучение. Экзаменатор,

Плюсы:

1. Удобство использования: приложение 1С: Электронное обучение. Экзаменатор имеет интуитивно понятный интерфейс, что делает его удобным в использовании даже для непрофессионалов.

2. Автоматизация процесса: приложение позволяет автоматизировать процесс проведения экзаменов, что существенно упрощает работу преподавателей и экзаменаторов.

Минусы:

1. Сложность настройки: для использования приложения требуется некоторое время для настройки и освоения функционала, что может быть затруднительно для малоопытных пользователей.

2. Возможные технические проблемы: при использовании онлайн-режима могут возникать проблемы с интернет-соединением или совместимостью приложения с операционной системой компьютера.

– 1С: Автоматизация приемной компании ВУЗа.

Плюсы:

1. Удобство и эффективность ведения учета заявлений и документов абитуриентов.

2. Возможность быстрого доступа к информации о поступлении студентов.

3. Автоматизация процессов приема и обработки документов, что уменьшает вероятность ошибок.

4. Улучшение работы с базами данных абитуриентов и студентов.

5. Возможность генерации отчетов и статистики по приему абитуриентов.

Минусы:

1. Сложность внедрения и настройки приложения, требующая обучения персонала.

2. Высокая стоимость лицензии и обновлений.

3. Возможны технические сбои и недоступность приложения.

4. Ограниченные возможности интеграции с другими системами университета.

5. Необходимость постоянного обновления и поддержки программы со стороны разработчика.

Во время пандемии огромное количество бумажных источников информации было приведено к электронному виду. Все образовательные курсы были перенесены в различные LMS. Основной образовательный процесс автоматизирован, но существует множество других образовательных активностей, которые являются рутинными, периодическими и связаны с бумажной работой. Ручная бумажная работа приводит к ошибкам, неточностям и занимает много времени, поэтому их необходимо автоматизировать, благо сейчас имеются простые и доступные библиотеки, позволяющие работать с документами как с шаблонами, вставляя в исходных вариант динамичные данные [1].

Рассмотрим подробнее процесс создания пакета документов программ дополнительного образования её руководителем с помощью диаграммы IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рис. 1.

Рисунок 1 - Процесс «Создать пакет документов программы дополнительного образования». Контекстная диаграмма

 

Рассмотрим декомпозицию этого процесса (рис. 2). Руководителю программы дополнительного образования останется лишь выбрать нужный файл с исходными данными, указать какие именно документы должны быть сгенерированы и по какой образовательной программе, а также если требуется внести некоторые дополнительные данные [3].

На диаграмме декомпозиции описаны фрагменты контекстной диаграммы «Создать пакет документов программы дополнительного образования» (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Декомпозиция процесса «Создать пакет документов программы дополнительного образования»

 

На рисунке 3 представлена ER-диаграмма или модель «сущность-связь», особенностью которой является описание предметной области без привязки к конкретной СУБД [2].

Рисунок 3 – ER-диаграмма предметной области

 

ER-диаграмма позволяет определить различные сущности и их атрибуты. Это помогает определить, какие данные будут храниться в базе данных и какие свойства они будут иметь.

 

Выводы

Таким образом, нформационная система автоматизации документооборота в образовательном процессе представляет собой важный инструмент для улучшения эффективности работы образовательных учреждений. Автоматизация документооборота позволяет повысить качество образовательного процесса, так как исключает возможность ошибок, связанных с утерей или неправильной обработкой документов.

References

1. Yudina, N.Yu. Razrabotka informacionnoy sistemy vedeniya dokumentooborota priemnoy komissii VGLTU / N.Yu. Yudina, V.S. Tarakanov // Modelirovanie sistem i processov. – 2018. – T. 11, № 1. – S. 74-81.

2. Novikova, T. P. Upravlenie dannymi: laboratornyy praktikum / T. P. Novikova. – Voronezh, 2022. – 106 s.

3. Kunicyn, V. I. Sravnenie notaciy IDEF0 i ARIS EEPC / V. I. Kunicyn, S. A. Evdokimova, T. P. Novikova // Sovremennye cifrovye tehnologii: Mater. II Vserossiyskoy nauch.-prakt. konferencii, Barnaul, 01 iyunya 2023 goda / pod obsch. red. A.A. Beusheva, A.S. Avdeeva, E.G. Borovcova, A.G. Zryumovoy. – Barnaul: Altayskiy gosudarstvennyy tehnicheskiy universitet im. I.I. Polzunova, 2023. – S. 197-200.

4. Poluektov A.V., Makarenko F.V., Yagodkin A.S. Ispol'zovanie storonnih bibliotek pri napisanii programm dlya obrabotki statisticheskih dannyh // Modelirovanie sistem i processov. – 2022. – T. 15, № 2. – S. 33-41.

Login or Create
* Forgot password?