Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the issue of using personal mobility devices, in particular electric scooters, in large cities, and their impact on the safety of other participants in urban traffic.

Keywords:
personal mobility devices, electric scooter, accident rate
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время, в современных крупных городах наблюдается растущая проблема средств индивидуальной мобильности (СИМ), таких как автомобили, мотоциклы и электроскутеры. Это вызывает серьезные проблемы с транспортной инфраструктурой, загрязнением окружающей среды, заторами, и, соответственно, плохой экологической ситуацией. В связи с этим, возникает вопрос о целесообразности введения запретов на использование СИМ в крупных городах.

Одной из причин, которые подталкивают к введению ограничений на использование средств индивидуальной мобильности (СИМ), заключается в неотложной необходимости охраны окружающей среды. Автомобили и другие СИМ являются источниками выбросов вредных веществ в атмосферу, что приводит к проблемам с качеством воздуха и вызывает обеспокоенность в связи с изменениями климата. Ограничение использования транспорта с внутренним сгоранием и переход на более экологичные альтернативы, такие как общественный транспорт, велосипеды или пешеходные прогулки, может быть рассмотрено как шаг к улучшению состояния окружающей среды.

Другой мотивацией для введения запретов может служить желание снизить транспортные заторы и улучшить общее движение. Использование транспорта с внутренним сгоранием в городской среде приводит к перегруженным дорогам, образованию заторов и ухудшению доступности дорожной инфраструктуры. Запрет на использование средств индивидуальной мобильности может стимулировать переосмысление решения этих проблем и способствовать развитию более эффективных и экологически чистых транспортных альтернатив.

Следует отметить, что перед введением подобных ограничений важно учитывать различные аспекты, такие как социальная доступность, экономические последствия, наличие альтернативных вариантов транспорта и мнение жителей городов. Эффективная реализация таких мер требует комплексного подхода, который учитывает интересы всех заинтересованных сторон.

Внедрение любых ограничений в любом виде деятельности человека, в том числе и в передвижение по городу является сложной задачей, которая требует учитывать различные факторы, например, такие как экономические и экологические, транспортные и социальные. Развитие городской среды возможно не только наложением запретов, но развитием существующих видов транспорта.

На фоне быстрого развития технологий в сфере транспорта и мобильности, электросамокаты стали популярным средством индивидуальной передвижения в городской среде, можно сказать, что электросамокат стал синонимом СИМ. Несмотря на их популярность, возникает необходимость в научном анализе возможности запрета электросамокатов в городах в целях обеспечения общественной безопасности и устойчивости городской инфраструктуры.

Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых участвуют СИМ, в России стремительно увеличивается. По данным Министерства внутренних дел, за первые девять месяцев 2023 года зарегистрировано более 2,6 тыс. случаев, что втрое превышает аналогичный период предыдущего года. Согласно информации, представленной Научным центром безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД, за тот же период в России отмечено увеличение числа ДТП на 215%, что составляет 2,64 тыс. случаев. Количество погибших увеличилось на 63,2%, достигнув 31 человека, в то время как число пострадавших увеличилось на 213% и составило 2,72 тыс. человек, включая 919 детей в возрасте до 16 лет.

Статистика также указывает, что 26 % происшествий произошли на тротуарах, пешеходных дорожках и пешеходных зонах, а еще 22,8 % — на регулируемых пешеходных переходах. Эти данные подчеркивают не только увеличивающуюся опасность на дорогах, но и высокий риск происшествий в зонах, предназначенных для безопасного передвижения пешеходов.

Как видим, с развитием электросамокатов возросло количество инцидентов и аварий, связанных с их использованием в повседневной жизни. Этот феномен приводит к необходимости внимательного рассмотрения вопроса о возможном запрете электросамокатов в городах и выработке научно обоснованных организационно-технических решений в пользу запретительных мер.

Рост количества ДТП с участием СИМ можно связать не только с неопытностью пользователей, но и отсутствием четких правил и регулирований в области использования электросамокатов на улично дорожной сети городов. У явных сторонников запрета СИМ основным аргументом в пользу запрета является растущее количество травм и несчастных случаев, связанных с их использованием. Пешеходы также сталкиваются с риском, поскольку велосипедные дорожки и тротуары становятся местом частых столкновений. Электросамокаты могут оказать негативное воздействие на городскую инфраструктуру, так как их массовое использование может привести к износу дорог, тротуаров и велосипедных дорожек. Это создает дополнительные расходы на ремонт и обслуживание, что может негативно сказаться на бюджете города. Вопреки своей экологичности, электросамокаты также вносят свой вклад в увеличение потребления электроэнергии, что может привести к дополнительной нагрузке на системы электроснабжения городов.

Рост количества ДТП, связанных с использованием СИМ, вызывает озабоченности как и у властей европейских стран так и в РФ. С 1 марта 2023 года вступили в силу поправки к Правилам дорожного движения, в соответствии с которыми пользователи СИМ запрещены превышать скорость более 25 км/ч, въезжать в зоны, обозначенные специальными знаками, а также перемещаться по автомагистралям и другим ограниченным территориям. По словам представителей Министерства Транспорта РФ, мер, которые в данный момент реализованы для обеспечения безопасности движения при использовании СИМ, недостаточно. Министерство анонсировало разработку и внедрение нового комплекса мер, который впоследствии был включен в правительственную «дорожную карту» на период с 2023 по 2025 годы.

Как уже говорилось выше, вопрос запрета такого вида СИМ, как электросамокат, может вызвать негативные последствия для части людей, использующих данный вид СИМ как основной вид передвижения по дорогам городов, что, соответственно, вызовет разработку альтернативных СИМ. Исходя из этого можно сказать, что запрет электросамокатов как СИМ в крупных городах требует серьезных обсуждений и разработки правового статуса использования данного вида СИМ. И с нашей точки зрения, запрет можно рассмотреть только как временную меру, так как для многих людей индивидуальная мобильность представляет важный аспект повседневной жизни, особенно для людей с ограниченными физическими возможностями или тех, кто проживает в отдаленных районах. Поэтому при рассмотрении вопроса о запретах необходимо уделить внимание возможным социальным последствиям и найти способы обеспечить удобные и доступные альтернативы для всех групп населения.

References

1. Belokurov, S. V. Optimizaciya mnogocelevyh transportnyh zadach pri ispol'zovanii algoritma analiza i otseva na iteraciyah poiska resheniy / S. V. Belokurov, V. P. Belokurov // Transport: nauka, tehnika, upravlenie. –Moskva : VINITI RAN, 2009. – № 6. – S. 2-4.

2. «Umnye» sredy, «umnye» sistemy, «umnye» proizvodstva: seriya dokladov (zelenyh knig) v ramkah proekta «Promyshlennyy i tehnologicheskiy forsayt Rossiyskoy Federacii» / koll. avtorov ; Fond «Centr strategicheskih razrabotok «Severo-Zapad». – 2020. – Vyp. 4. – 62 s. (Seriya dokladov v ramkah proekta «Promyshlennyy i tehnologicheskiy forsayt Rossiyskoy Federacii»).

Login or Create
* Forgot password?