Russian Federation
Russian Federation
In the article, the authors give an answer to the question: "How to start a healthy lifestyle (HLS) for a student?" The formation of a student's social status occurs in parallel, with the acquisition of professional skills and knowledge that healthy lifestyle is not only sports, but also proper nutrition, proper rest and work (study).
healthy lifestyle (HLS), physical activity, physical exercises, bad habits
Ожидаемая продолжительность жизни человека, который ведет очень нездоровый образ жизни, составляет примерно 50 лет. А у человека, который ведет здоровый образ жизни, ожидаемая продолжительность жизни составляет примерно 90 лет. Конечно, продолжительность жизни человека зависит от множества факторов и эти цифры весьма условны, но тем не менее, разница – более чем внушительная. Но дело даже не столько в продолжительности жизни, сколько в ее качестве, позволяющим чувствовать себя бодрым и энергичным, с приподнятым настроением и зарядом сил [2].
Но как же начать вести здоровый образ жизни (ЗОЖ)? Достаточно ли я волевой человек? Объективны ли цели, правильно ли выбраны приоритеты? Смогу ли я на длительный период переорганизовать самого себя, чтобы на протяжении всей жизни соответствовать принципам ЗОЖ, и более того, получать от этого удовольствие?
Основу ЗОЖ комплектуют из следующих составляющих:
- соблюдение режима труда и отдыха;
- тренировки – физическая активность обязательна;
- регулярное, сбалансированное питание – необходимо понимать принципы правильного питания, нужно изучить какие продукты необходимо исключить из рациона, а какие наоборот добавить. Всё это даёт профилактику заболеваний;
- борьба с вредными привычками (курением, алкоголизмом, наркоманией). Это яды, приводящие к самоотравлению и саморазрушению человека, и как следствие к преждевременной смерти.
- свежий воздух;
- чистая вода в достаточном количестве;
- солнечный свет.
Следует отметить, что соблюдение режима, т.е. выполнение определенной деятельности организма в определенное время, приводит к образованию в мозгу условных рефлексов на время. В результате привычное время еды настраивает организм на принятие, и переваривание пищи, привычное время для работы – на соответствующую форму деятельности. Мозгу не приходится каждый раз «раскачиваться» – само время готовит его к данной работе. В силу этого, во-первых, работа протекает лучше, во-вторых, мозг экономит ресурсы [3]. Человек, соблюдающий режим, имеет больше шансов на здоровье и долголетие.
Воздух, солнечное облучение, вода относятся к средствам закаливания человека. Закаливание – система процедур, которые направлены на повышение устойчивости организма по отношению к резким колебаниям климата за счет увеличения скорости реакции сосудов кожи на температуру.
Шаги для того, чтобы начать вести ЗОЖ:
- мотивация и понимание;
Необходима сильная мотивация и понимание того, что это навсегда. Решение «встретить старость с улыбкой на лице и провести её активно» не должно восприниматься как борьба, тяжелое преодоление. Необходимо принять новую реальность и сказать себе, что теперь мы живем по-другому, это будет интересно и, в конечном счете, приятно. Потому, что люди, живущие по принципам ЗОЖ, испытывают удовольствие от этого процесса. Это та сложность, которую они сами себе создали, но от которой они получают удовольствие и, в конечном счете, пользу.
- приобретение теоретико-практических знаний, как один из способов влияния на выбор образа жизни;
Невозможно соответствовать принципам ЗОЖ, не зная основ о том, как функционирует наш организм, какое необходимо питание, какие необходимы тренировки, какие изменения нужны в образе жизни.
- план тренировок;
Необходимо разработать индивидуальный план тренировок. Лучше это сделать с профессиональным тренером, но можно и самостоятельно. Начните больше ходить. В тренировках намного важнее не их интенсивность, а их регулярность, системность. Настоящая сила в постоянстве.
- питание;
В питании также необходима определенная система. Если у нас есть цель похудеть, то необходимо уменьшить суточную норму калорий. Но даже если у нас нет такой цели, в любом случае необходимо перейти с нездорового питания на здоровое.
- целеполагание;
Необходимо ставить себе цели и фиксировать их достижение, потому, что так мы станем более эффективными. Также необходимо поощрять себя, ведь это повышает мотивацию стать лучшей версией себя.
- окружение;
Для того чтобы перейти на ЗОЖ необходимо соответствующее окружение. Невозможно оставить вредные привычки, находясь в окружении людей, зависящих от этих привычек. Окружение подсознательно влияет на поведение, поэтому если мы нацелились на ЗОЖ, то нам необходимо находиться среди людей у которых такие же цели.
- психологический настрой;
Необходимо минимизировать стресс и научиться воспринимать невзгоды как часть жизни и принимать их. Нужно научиться концентрировать внимание не на отрицательных, а на положительных моментах жизни.
Среди студентов ВГЛТУ был проведен опрос. Респондентам был задан вопрос: «Какие вредные привычки Вы имеете?». Результат опроса студентов первого курса представлен в виде диаграммы (рис. 1).
Рисунок 1 – Вредные привычки студентов.
Опрос показал, что лишь 10 % опрошенных студентов не имеют вредных привычек.
Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию и привить студентам культуру здорового образа жизни, необходимо:
- проводить на постоянной основе воспитательные беседы со специалистами в данной области;
- поощрять отказ от вредных привычек;
- стимулировать участие в спортивных мероприятиях;
С целью формирования условий для приобщения студентов Воронежского лесотехнического университета к ЗОЖ большое внимание уделяется:
- занятиям спортом на свежем воздухе;
- использованию в учебном процессе здоровье сберегающих технологий;
- участию в городской универсиаде по различным видам спорта;
- спартакиаде первокурсников;
- проведению спортивных мероприятий под лозунгами «Спорт против наркотиков», «Осенний марафон», «Веселые старты».
Необходимо популяризировать тему ЗОЖ. Ведь никогда не поздно изменить свою жизнь к лучшему и сделать ее насыщенной, интересной и максимально продолжительной.
1. Ezhova, A.V. Pedagogicheskoe obespechenie effektivnosti processa fizicheskogo vospitaniya v vuze / A. V. Ezhova, S. S. Artem'eva, O. N. Kryukova // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. – 2017. – №3. – S. 37-39.
2. Lapteva, V.A. Reshenie problem malopodvizhnogo obraza zhizni v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah razvitiya obschestva / V.A. Lapteva, M.N. Mogunova // Aktual'nye problemy fizicheskogo vospitaniya studentov : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Cheboksary, 2022. S. 403-406.
3. Mogunova, M.N. Formirovanie motivacionno-celostnogo otnosheniya k regulyarnym fizicheskim nagruzkam v tehnicheskih vuzah // Aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya sovremennoy nauki / M.N. Mogunova, N.P. Derkacheva. – Voronezh, 2020. – S. 116-120.