Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper discusses the regulation of the cryptocurrency sphere, variants of approaches, as well as the results of their application.

Keywords:
Cryptocurrency, cryptocurrency sphere, bitcoin, darknet, government, blockchain
Text
Publication text (PDF): Read Download

«Дайте мне право выпускать и контролировать деньги страны, и мне будет совершенно всё равно, кто издает законы» - данную цитату часто приписывают немецкому предпринимателю и банкиру Майеру Амшелью Ротшильду. Не вдаваясь в правдивость приписываемой цитаты, трудно не согласится с её сутью. Стоит только заполучить контроль над финансовой системой государства, то способность влиять на институты власти возрастает стократно, а система сдержек и противовесов тут же начинает трещать по швам, создавая анархию. Поэтому в современном мире большинство государств по мимо монополии на насилие, обладают важнейшим правом на печать денег и проведение денежно-кредитной политики. В некотором роде этот пункт можно назвать одним из признаков суверенного государства. Однако по мере продолжающийся цифровизации жизни человека, и возникновением новых цифровых валют, известных как «криптовалюта», государства столкнулись с угрозой отсутствия контроля и законодательства в данной сфере.

Так в 2009 году неким под именем Сатоси Накамото (англ. Satoshi Nakamoto) пиринговая платежная система «Биткоин», не зависящая от органов государственной власти [1]. Система работает на технологии блокчейна. Блокчейн — это реестр для хранения и передачи цифровых активов. Все записи в блокчейне хранятся в виде блоков, связанных между собой специальными ключами. Данные о транзакциях хранятся не на сервере, а на всех пользователях блокчейн-сети [2]. Влияние мирового экономического кризиса 2008 года, подтолкнуло людей к поиску альтернатив традиционным финансовым системам. И предложение биткоина, как валюты свободной от государственного контроля, инфляции и банковских манипуляций, была крайне привлекательной [3].

По мере развития технологии блокчейна, количество валют, основанное на данной технологии, стремительно увеличивалось. Однако отсутствие какого-либо контроля, привело к тому, что криптовалюты стали использоваться в так называемом «Даркнете» (анг. DarkNet, в переводе с английского буквально «Тёмная сеть»), разделе интернета занимающегося незаконным бизнесом. К примеру, ныне запрещённый в РФ сайт Hydra, занимавшиеся продажей наркотиков, осуществлял нелегальные операции с криптовалютой [4]. Не гнушаются использовать криптовалюту, для финансирования своих преступлений и террористы из ИГИЛ*. Так Платформа блокчейн-разведки TRM Labs опубликовала отчет, в котором подчеркивается рост использования криптовалюты филиалами ИГИЛа* в Азии. Он связал значительные сетевые связи между этими группами и кампаниями по сбору средств в поддержку ИГИЛ* в Сирии [5]. Не менее острым остаётся вопрос использования криптовалюты для вывода денег в «офшоры» и уход от уплаты налогов, а также их кража киберпреступниками её у обычных граждан.

Ввиду этого возникает необходимость в регулировании данной сферы. А так большинство государств впервые сталкиваются с сферой криптовалют, то законодательные базы необходимо существенно дорабатывать, а в некоторых случаях писать с нуля. Рассмотрим варианты взаимодействия государств со сферой криптовалют.

Грубо говоря большинство стран, можно разделить на те в которых криптовалюты имеют легальный оборот и разрешены, и те в которых криптовалюта запрещена.

В число первых, можно отнести Японию. Попытки регуляции криптовалютных активов начали обсуждать там после инцидента в 2011 году, тогда была опубликована новость о том, что с токийской криптовалютной биржи Mt.Gox украли 850 тыс. биткоинов.

Сама компания обанкротилась и закрылась, а вера инвесторов в криптовалютный рынок серьёзно поколебалась. А после взломов различных бирж в 2018 году, и краж токенов нa сумму более 530 млн. долларов США, Японский правительством было создана «Японская ассоциация компаний по обмену цифровых валют (JVCEA)», а также пересмотрены нормативные акты в области криптовалют, включая законы «О платежных услугах», «О финансовых инструментах и обмене».

На сегодняшний день криптовалюты используются легально, в соответствии с законом страны они определяются как криптоактивы (crypto asset) и имеют следующие характеристики:

  1. Используются в качестве средства платежа в транзакциях с неуказанными лицами.
  2. Доступны к обмену на фиатную валюту (например, японскую иену, доллары США).
  3. Записаны в электронном виде и могут быть переданы.
  4. Не являются фиатными валютами или активами, деноминированными в государственной денежной единице.

Криптовалюты не является деньгами, а следствие этого не поддерживается центральным банком страны.

Многие японские фирмы уже принимают оплату в криптовалюте: к примеру, крупнейший продавец электронной техники Bic Camera принимает оплату за товары в биткоинах, используя биржу bitFlyer, счета по электроэнергии компании E-net Systems Co, тоже оплачиваются криптовалютой, а в онлайн магазине «Amazon», можно оплатить товар стейблкоином JPYC. Уточним, что стейблкоин, это криптовалюта, привязанная к фиатной валюте (национальная валюта, например доллар США), а значит не рассматривается правительством Японии как криптоактив. Вышеприведённый стейблокоин JPYC (Japansese Yen Stablecoin), официально привязан к японской йене в соотношении 1JPYC = 1JPY.

Несмотря на развитие и совершенствования законодательной базы, кражи криптовалют всё равно происходят, так во второй половине августа 2021 года японская торговая площадка Liquid была взломана, а убытки пользователей составили около 80 млн долларов США [6].

Ко второму типу можно отнести Китай. Впервые центральный банк в Китае выпустил заявление о статусе криптовалюты в 2013 году. В заявлении указывалось, что законным платежным средством биткоин не является, а значит защитой государства не подлежит. Помимо этого, было объявлено о запрете использовании биткоина для коммерческих организаций. Однако китайские инвесторы проигнорирован запрет активно продолжали использовать криптовалюту. В 2017 году был введён запрет первичного размещения ICO (метод привлечения инвестиций с помощью выпуска и продажи токенов), а также были закрыты крупнейшие криптовалютные биржи страны: BTCC, OKCoin и Huobi. Китайское правительство аргументировало это непрозрачность в работе и рискованной спекулятивностью бирж. А с 2021 года китайское правительство начало жёсткую компанию против криптовалютной сферы. Центральный банк Китая запретил использовать Bitcoin, и другие криптовалюты для финансовых операций в платежных системах и банках. А правительство законодательно запретило проводить операции с криптовалютой. Это привело к тому, что Китай, который раньше был лидером среди майнинга (процесса добычи) криптовалют, покинули множество компаний, а биржи по продаже и покупки были закрыты [7].

Однако, с чем связан такой жёсткий ответ китайского правительства в отношении сферы криптовалюты? Так президент РАСПП (Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей) Виталий Манкевич пояснил: «Китай хочет сделать юань главной мировой резервной валютой, сделать это возможно только за счет новой технологии, которой является цифровой юань. Поэтому Китай будет бороться против любых неофициальных валют, которые отдаляют страну от мирового лидерства в новой сфере» [8].  И действительно по мере расширения запретов на другие криптовалюты, Китайское правительство активно развивает собственный «Цифровой Юань».

Эксперименты по внедрению своей национальной цифровой валюты были начаты в 2014 году. Цифровая валюта была запущена, как электронное платежное средство, предназначенное для замены наличных денег и не требующее привлечения традиционных банков. Транзакции с цифровым юанем осуществляются безналично, при помощи смартфона или специальной бесконтактной карты, используя QR-коды или технологию NFC (Near Field Communication). В ходе испытаний в нескольких китайских городах была разработана и тестировалась система цифровой валюты. После проверки её функциональности и устойчивости, а также выявив ряд преимуществ, например решение проблемы доступности финансовых услуг в отдалённых районах, отчёты были переданы в правительство для дальнейшего анализа. А уже с 1 мая цифровые юани получат служащие муниципалитета Чаншу, а в магазинах и госучреждениях установлены терминалы, для расчета цифровыми юанями [9].

Российскую Федерацию тяжело однозначно отнести в нашем разделении к первой или второй группе. Объясняется это тем, что правовых актов в стране принято недостаточно. Так впервые закон, который хоть как-то регулирует сферу криптовалюты, был принят в 2020 году. Закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2021 года. Закон определяет цифровую валюту как — «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».

Меж тем документ запрещает приобретать товары или рекламировать способы оплаты криптовалютой [10]. Однако конкретного законодательства, регулирующего сферу майнинга и криптовалюты в РФ пока нет. То есть толкуя криптовалюту как имущество в соответствии со статьей 220 НК РФ, необходимо уплатить налогов на 13%, но закон ФНС «Об утверждении формы налоговой декларации и порядке ее заполнения», который гласит о налогообложении в 13/15% в приложении №3 полностью противоречит тому, что криптовалюта — это имущество. [11]. Однако, работа в России с целью совершенствования и разработки законодательной базы сейчас активно ведётся.

Как уже было сказано выше большинство стран так или иначе пытаются взаимодействовать со сферой криптовалют. Однако возникает вопрос: «Есть ли результаты от регулирования криптовалютной сферы»? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к статистике. Для начала перечислим топ стран, признанных в той или иной степени передовыми в области создания регулирующего законодательства, используя доклад статистической службы Thomson reuters - «Cryptocurrency regulations by country» [12]. Рядом укажем год введения законов. Занесём это всё в таблицу 1.

 

Таблица1 – Данные о внедрении законов

Государство

Год внедрения законов

Китай

2014

Австралия

2018

Россия

2020

Турция

2021

США

2013

Япония

2018

EBP (Европейское блокчейн партнёрство объединение 22 стран ЕС, по разработке стратегии в области законодательства и специальной инфраструктуры.)

2018

 

Как можно заметить большинство стран, включая 22 страны EBP начали вводить законодательные акты после 2018 года. Используя статистику, предоставленную американской аналитической фирмой Chainalysis, взглянем на диаграмму 1 [13].

 

Диаграмма 1 – доля криминальной активности в объеме всех криптовалютных транзакций 2017-2021

 

Учитывая то, что после принятия закона, его действие начинается датой позже, тренд на снижение криминальной активности на лицо. Особенно сильно это видно с 2019 по 2021 год.

Для закрепления доказательств приведём статью всё той же аналитической фирмой Chainalysis за полугодие 2023 год [14]. Утверждается что по сравнению с предыдущем годом общее количество преступлений снизилось на 65 %. На диаграмме 2 указаны суммы потерь мошенников в различных сферах чёрного рынка.

В заключении можно сказать, что технология блокчейна продолжает активно развиваться, и в большинстве своём не существует «идеальной панацеи» не от нелегального бизнеса, не от киберпреступников, однако несмотря на разность подходов, регулирование сферы криптовалют существенно обезопасить как граждан, так и государство, использующие криптовалюту в благих целях.

 

Диаграмма 2 – Приток средств на незаконные адреса в разбивке по категориям криптопреступлений: 2022 год против 2023 года (на конец июня).

Hacks – Взломы, Other malware - Другие вредоносные программы,

 Darknet markets – рынки Даркнета, Child abuse material – Насилие над детьми, Fraud shops – Мошеннические магазины, Cybercriminal administrator – Киберпреступники администраторы (администраторы, взламывающие собственные информационные системы) Scams – Мошенничество, Ransomware – Вирус-вымогатель, Subtotal – Всего (сумма).

References

1. Satosi Nakamoto // Vikipediya URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B8_%D0%9D%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE (data obrascheniya: 26.03.2024).

2. Chto takoe blokcheyn i kak on rabotaet // Skillbox Media URL: https://skillbox.ru/media/code/chto-takoe-blokcheyn-i-kak-on-rabotaet/?ysclid=lu8pylxeue354481785 (data obrascheniya: 26.03.2024).

3. Kak poyavilsya bitkoin? Kratkaya istoriya zarozhdeniya pervoy massovoy kriptovalyuty// iXBT Live URL: https://www.ixbt.com/live/crypto/kak-poyavilsya-bitkoin-kratkaya-istoriya-zarozhdeniya-pervoy-massovoy-kriptovalyuty_2.html?ysclid=lu8px2asxz900743830 (data obrascheniya: 26.03.2024).

4. Rossiyane derzhat valyutu v darknete // Kommersant' URL: https://www.kommersant.ru/doc/4762544 (data obrascheniya: 26.03.2024).

5. IGIL (zapreschennaya v Rossii terroristicheskaya organizaciya) ispol'zuet kriptovalyutu// vc.ru URL: https://vc.ru/u/1074059-nft-brihaspati/772933-igil-zapreshchennaya-v-rossii-terroristicheskaya-organizaciya-ispolzuet-kriptovalyutu?ysclid=lu8rhvyxpv359562348 (data obrascheniya: 26.03.2024).

6. Bitkoin i kriptovalyuta v Yaponii // Crypto.ru URL: https://crypto.ru/kriptovalyuta-v-yaponii/?ysclid=lu8crer2ze14568576 (data obrascheniya: 26.03.2024).

7. Istoriya pravovogo rezhima kriptovalyut v Kitae //iXBT Live URL: https://www.ixbt.com/live/crypto/istoriya-pravovogo-rezhima-kriptovalyut-v-kitae.html?ysclid=lu8hilivxr976269202 (data obrascheniya: 26.03.2024).

8. Cifrovoy yuan' protiv bitkoina. V chem prichina zapreta kriptovalyut v Kitae // RBK URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/60e427969a79470ffaa89726?ysclid=lu8hovfz7y1802666 (data obrascheniya: 26.03.2024).

9. V Kitae zarplaty gossluzhaschim nachinayut vyplachivat' cifrovymi yuanyami // iXBT LiveURL: https://www.ixbt.com/live/crypto/v-kitae-zarplaty-gossluzhaschim-nachinayut-vyplachivat-cifrovymi-yuanyami.html (data obrascheniya: 26.03.2024).

10. Duma prinyala zakon «O cifrovyh finansovyh aktivah». // RBK Chto vazhno znat'. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f16c6379a794732b6dd31e7?ysclid=lu8jvkaim2252551865 (data obrascheniya: 26.03.2024).

11. Perspektivy regulirovaniya kriptovalyutnogo rynka // AML Crypto URL: https://amlcrypto.io/ru/regulatory_perspectives?ysclid=lu8bv5ckx657805345#chapter5 (data obrascheniya: 26.03.2024).

12. Cryptocurrency regulations by country // Thomson reuters. URL: https://www.thomsonreuters.com/en-us/posts/wp-content/uploads/sites/20/2022/04/Cryptos-Report-Compendium-2022.pdf (data obrascheniya: 26.03.2024).

13. Chainalysis - Kriptoprestupnost' 2022. Chast' 1. // OOO "SIB" URL: https://is-systems.org/blog_article/11647251410?ysclid=lu8v0da3vq409877996 (data obrascheniya: 26.03.2024).

14. Crypto Crime Mid-year Update: Crime Down 65% Overall, But Ransomware Headed for Huge Year Thanks to Return of Big Game Hunting // Chainalysis URL: https://www.chainalysis.com/blog/crypto-crime-midyear-2023-update-ransomware-scams/ (data obrascheniya: 26.03.2024).

15. API kak sposob vzaimodeystviya s social'nymi setyami / A.V. Skrypnikov, V.V. Denisenko, O.G. Stukalo [i dr.] // Modelirovanie sistem i processov. – 2021. – T. 14, № 4. – S. 100-105. – DOI:https://doi.org/10.12737/2219-0767-2021-14-4-100-105.

16. Modifikaciya metoda poiska informacii v seti internet na osnove ispol'zovaniya metodov induktivnogo rassuzhdeniya / V.V. Lavlinskiy, A.L. Savchenko, I.A. Zemcov, O.G. Ivanova // Modelirovanie sistem i processov. – 2019. – T. 12, № 1. – S. 61-67.

17. Modeli intellektual'nyh interfeysov poiskovyh informacionnyh sistem / A.A. Abdullin, V.V. Lavlinskiy, I.A. Zemcov [i dr.] // Modelirovanie sistem i processov. – 2019. – T. 12, № 2. – S. 4-9.

18. Poluektov A.V., Makarenko F.V., Yagodkin A.S. Ispol'zovanie storonnih bibliotek pri napisanii programm dlya obrabotki statisticheskih dannyh // Modelirovanie sistem i processov. – 2022. – T. 15, № 2. – S. 33-41.

Login or Create
* Forgot password?