Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper describes the features of the research and development of the highway design model. We have considered the main stages of developing a highway design model. In addition, we have analyzed the main technical and environmental requirements that must be met when developing a highway design model.

Keywords:
model, highways, computer-aided design (CAD) systems, design, requirements
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современном мире рассмотрение вопросов, связанных со строительство дорого имеет довольно большое значение. С каждыми годом население не только нашей страны, но и всей планеты, осваивают всё больше новых территорий.  Безусловно, эти территории требуют  благоустройства. Следовательно, можно сказать,  что проблемы дорожного строительства были и будут актуальны всегда.

Стоит отметить, что  строительство автомобильных дорог иногда кажется людям довольно простым процессом. Однако это довольно сложная и многоступенчатая работа, которая требует довольно много ресурсов и времени. Здесь необходимо учитывать все возможные  ошибки и избегать просчётов. Особенно это важно в крупных проектах, в  которых даже небольшая ошибка может  существенно повлиять на итоговый результат. 

Учитывая всё вышесказанное, необходимо отметить, что  проектирование автомобильных дорог должно осуществляться специально подготовленными инженерами, которые имеют соответствующий опыт и образование в данной сфере. Подбор необходимых специалистов позволяет сделать процесс строительства более оптимальным и менее затратным.

В целом, под проектирование автомобильных дорог понимается определённых комплекс работ, которые направлены на создание проекта и дальнейшую разработку новых дорог. Кроме того сюда также можно отнести мероприятия по реконструкции уже имеющихся дорог.

В процессе проектирования автомобильных дорог необходимо уделять внимание достаточно большому количеству разнообразных факторов. К таким факторам можно отнести:

- особенности климата в необходимом регионе;

- особенности грунта;

- географические особенности местности;

- предполагаемый объём транспортного потока;

- необходимость создания параллельных пешеходных зон, велодорожек, ограждений;

- безопасность движения;

- удобства для пользователей.

Помимо данных факторов особое внимание стоит уделять вопросу назначения и предполагаемой нагрузки дороги.  От этих факторов зависят следующие моменты при проектировании автомобильной дороги:

- насколько будет широкой и протяжённой предполагаемая дорога;

- какой вид асфальтобетона будет использован;

- будут ли использоваться дополнительные средства повышения прочности покрытия и многое другое. 

Разработка модели проектирования автомобильной дороги имеет определённые этапы.

Первый этап включает в себя анализ всех необходимых факторов, которые следует учесть в будущем строительстве. На этом этапе происходит анализ основных требований заказчика, а также изучается местность. Необходимо постараться заранее выявить факторы, которые могут препятствовать реализации разрабатываемого проекта.

Второй этап предполагает разработку технического проекта. Он должен включать в себя:

- выбор материала дорожного покрытия;

- расчёт геометрии дорог;

- планирование того, как будут размещаться такие элементы как светофоры, дорожные знаки и т. д.;

На третьем этапе осуществляется визуальное моделирование и виртуальное тестирование автомобильной дороги. Перед тем как начать строительства любого инженерного сооружения происходит проектирование, а строительство и инженерные сооружения необходимо запроектировать согласно техническому заданию, ГОСТ, ЕНИР и ЕСКД. ЕСКД — это комплекс стандартов, который формирует и регулирует правила, требования по разработке, оформлению основной конструкторской и сопроводительной документации, необходимой в процессе проектирования от начала до конца проекта [1].

В настоящее время особое развитие получают  системы автоматизированного проектирования (САПР). Данные системы позволяют быстро и эффективно создать необходимый проект с опорой на  информационные технологии.  САПР применяемые для автомобильных дорог в России используют такие программы как Robur, CREDO.

Данные  программные  комплексы  предназначены  для проектирования  строительства,  реконструкции  и  ремонта,  автомобильных дорог.  В них вносятся данные полученные в ходе геодезических работ, а также карты необходимой местности.

Выходными  данными  являются  трехмерная модель дороги и проектная документация. Данные  программные  продукты  позволяют  реализовать  комплексный подход  к  разработке  проектов  на  всех  этапах  создания  и  эксплуатации, автомобильных дорог, предложить несколько вариантов проектных решений и выбрать  наиболее  приемлемый  вариант  в  рамках  одного  проекта,  наглядно оценить преимущества и недостатки различных вариантов проектных решений.

На следующем этапе происходит оптимизация проекта автомобильной дороги. На предыдущем этапе, в ходе виртуального тестирования, могут быть выявлены определённые ошибки, просчёты. На данном этапе их все необходимо устранить, с целью улучшения условий движения, повышения безопасности, снижения эксплуатационных расходов и обеспечения комфортных условий для всех участников дорожного движения.

После этого этапа происходит подготовка всей необходимой проектной документации. Она должна соответствовать всем имеющимся требованиям и нормативам. Существует определённый комплекс нормативных требований по строительству и защите окружающей среды (СНИПы). Стоит отметить, что защита окружающей среды подразумевает не только контроль за тем вредом, который можно нанести во время строительства, но и контроль за рациональным использованием материалов в строительстве [3].

Безусловно, разработка модели проектирования дорог должна учитывать не только технические требования, но и экологические. Строительство любой автомобильной дороги не должно наносить вреда экологической обстановки в том или ином регионе. По имеющемуся российскому законодательству не разрешено совершать строительство без разрешения Главгосэкспертизы.

При разработке модели проектирования автомобильной дороги следует учитывать нормы защиты окружающей среды, которые включают в себя:

- требования к рациональному расходу природных ресурсов;

- список мер по охране природы;

- требования к рациональному воспроизведению материалов;

- совокупность правило защиты экологии;

- совокупность требований по защите здоровья граждан.

Может показаться, что эти нормы являются слишком обширными и не имеют отношение к проектированию автомобильных дорог. Однако, помимо минимизации вреда, правильное проектирование дорог приносит пользу экологии [2].

К примеру, если организовать строительство многополосной автомагистрали, то она перенесёт часть транспортного потока с других дорог. Следовательно, это приведёт к тому, что увеличиться средняя скорость движения, а значит, существенно снизится объём выбрасываемых вредных веществ.

В целом, можно отметить, что проектирование дорог всегда начинается с исследования местности, в рамках которого определяется множество важных параметров, которые будут влиять на дальнейший процесс строительства. Необходимо изучить экологическое состояние местности, а также её основные геологические и климатические факторы.

Таким образом, можно заключить, что проектирование дорог – это определённый комплекс инженерных действий, которые включают в себя проектно-конструкторские и экономические расчёты.

Создание модели проектирование дорог является одним из самых важных этапов дорожного строительства в целом. Только благодаря верно созданной модели появляется возможность построить дорогу хорошего качества. Чем сложнее и важнее дорожный объект, тем более детальным должно быть его проектирование. Соответственно, от профессионализма и опыта инженеров будет зависеть полнота и качество данного мероприятия.

Проектирование дорог с ошибками и просчетами может привести к серьезным последствиям, в числе которых быстрый износ дорожного полотна, недостаточная пропускная способность, серьезные экономические потери. Если при исследовании выясняются параметры, препятствующие строительству, которые невозможно устранить, строительство может быть перенесено в другую локацию.

Можно заключить, что процесс разработки модели проектирования автомобильной дороги очень важен для современного дорожного строительства. Хорошо разработанная модель позволяет обеспечить безопасность и удобство в использовании предполагаемой автомобильной дороги. Разработка модели автомобильной дороги позволяет своевременно учесть все имеющие стандарты и требования. Кроме того, разработанная модель позволяет визуально представить необходимый результат.

References

1. Zvyaginceva, A.V. Bazovoe chislennoe modelirovanie dlya realizacii meropriyatiy po uluchsheniyu ekologicheskoy obstanovki na ob'ektah / A.V. Zvyaginceva, A.S. Samofalova, V.V. Kul'neva // Modelirovanie sistem i processov. – 2021. – T. 14, № 4. – S. 29-34.

2. Sklyar, V.A. Harakterizaciya i modelirovanie signalov v SAPR / V.A. Sklyar, V.K. Zol'nikov, A.I. Yan'kov [i dr.] // Modelirovanie sistem i processov. – 2018. – T. 11, № 1. – S. 62-67.

3. Zvyaginceva, A.V. Primenenie metodov chislennogo modelirovaniya dlya ocenki bezopasnosti na ob'ektah obschestvennogo naznacheniya / A.V. Zvyaginceva, S.A. Sazonova, V.V. Kul'neva // Modelirovanie sistem i processov. – 2020. – T. 13, № 3. – S. 30-42.

4. Antonov, Yu.B. Avtomatizirovannye metody obosnovaniya parametrov avtomobil'nyh dorog / Yu.B. Antonov, V.E. Kaganovich, I.A. Osinovskaya. – 2010 – S.57

5. Dubelir G.D. Osnovy proektirovaniya avtomobil'nyh dorog / G.D. Dubelir, B.G. Korneev, M.N. Kudryavcev, pod red. G.D. Dubelira. M.: Izd-voh Narkomhoza 2008 g. - 228 s.

6. Poluektov A.V., Makarenko F.V., Yagodkin A.S. Ispol'zovanie storonnih bibliotek pri napisanii programm dlya obrabotki statisticheskih dannyh // Modelirovanie sistem i processov. – 2022. – T. 15, № 2. – S. 33-41.

Login or Create
* Forgot password?