Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Russian Federation
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
The article examines the issue of sustainability of the project for the reconstruction of a section of the highway, taking into account possible risks. It talks about a complex of technogenic, social and economic factors that are used to assess the sustainability of the site reconstruction project. The risks associated with the reconstruction of a section of the highway are considered.
highway section, reconstruction, efficiency assessment, risk factors, project sustainability
Оценка устойчивости проекта реконструкции участка автомобильной дороги с учетом возможных рисков проводится по комплексу техногенных, социальных и экономических факторов [1, 2, 3, 4].
Основными факторами, имеющими значение при определении эффективности реконструкции участка автомобильной дороги, являются:
- точность определения суммарного объема инвестиций;
- изученность геологических, гидрологических и других природных условий в районе реконструкции участка автомобильной дороги;
- возможные изменения уровня цен в строительстве автомобильных дорог;
- развитие экономики по сценарию, который отличается от принятого в проекте реконструкции участка дороги;
- соблюдение сроков реконструкции участка дорожной сети;
- экологические последствия от реконструкции участка дороги;
- социальные последствия реконструкции участка;
- экономические последствия предлагаемой реконструкции.
Из перечисленных условий эффективности инвестиционного проекта стоимость реконструкции участка дорожной сети является основополагающим фактором его реализации. Поэтому для избегания вероятности ошибки расчет объема инвестиций в реконструкцию участка дороги необходимо проводить в текущем уровне цен ресурсным методом в новой сметно-нормативной базе ценообразования с использованием сертифицированного сметного программного комплекса.
Риск, связанный с недостаточной изученностью природных условий, будет практически минимален, если технические изыскания будут выполнены в полном объеме.
Реконструкция участков дорожной сети выполняется за счет средств дорожного фонда с использованием отечественной валюты, вследствие этого риск из-за инфляционного повышения цен погашается повышением индекса цен на дорожные работы.
Для исключения риска, связанного с нарушением сроков строительства установлен порядок обязательного проведения подрядных торгов на выполнение работ. Такой подход позволяет исключить какие-либо издержки, связанные с данным риском.
В основу определения перспективной интенсивности движения необходимо заложить темпы роста при умеренно-оптимистическом сценарии развития экономики, которые позволяют снизить риск при принятии решений по назначению основных характеристик проектируемого участка автомобильной дороги и оценке эффективности инвестиций.
Риск возникновения в результате реконструкции участка дорожной сети неблагоприятных экологических последствий минимизируется за счет разработанных в проекте мер по охране окружающей среды. Высокие транспортно-эксплуатационные показатели должны обеспечивать на требуемом уровне безопасность рассматриваемого участка.
Риск негативного отношения к проекту из-за проведения строительных работ вообще не имеет места, так как реконструкция намного улучшает условия движения, сокращает транспортно-эксплуатационные затраты, способствует социально-экономическому развитию района тяготения.
Экономическая устойчивость проекта определяется доходом, который может быть получен в случае развития ситуации при реконструкции участка дороги, отличной от прогнозируемой.
Риск измеряется отклонением ожидаемого чистого дисконтированного дохода (ЧДД) от расчетного. При диапазоне этих отклонений до 11 % риски инвестиционного проекта характеризуются незначительными.
При реконструкции проектируемого участка дорожной сети необходимо определить величину чистого дисконтируемого дохода для различных сценариев развития экономики района тяготения:
- для пессимистического;
- для умеренно-оптимистического (базового);
- для оптимистического.
Величина ожидаемого интегрального эффекта (ЧДДож.) с учетом фактора риска определяется по формуле
ЧДДож.=К×ЧДДmax+(1-К)×ЧДДmin, (1)
где ЧДДmax, ЧДДmin – наибольший и наименьший интегральный эффект (ЧДД) по рассмотренным сценариям;
К – специальный норматив для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйственного субъекта в условиях неопределенности, рекомендуется принимать на уровне 0,3.
Если ожидаемый ЧДД отличается от рассчитанной базовой величины менее чем на 11 %, это говорит о достаточно высокой защищенности проекта от воздействия факторов риска.
1. Recommendations on ensuring road safety by improving the design of highways / N.V. Zelikova, M.N. Kazachek, Yu.V. Strukov, G.A. Denisov, V.V. Razgonyaeva, V.A. Zelikov // Innovations of technical solutions in mechanical engineering and transport. Collection of articles of the VIII All-Russian Scientific and Technical Conference for young scientists and students with international participation. Under the scientific editorship of V.V. Salmin. Penza, 2022. pp. 85-89.
2. Traffic safety as a factor of competitiveness of economic system and a reason for increase of differentiation of developed and developing countries: management on the basis of new ict / V.A. Zelikov, Yu.V. Strukov, V.V. Razgonyaeva, R.A. Korablev, A.Yu. Artemov // Lecture Notes in Networks and Systems. Proceedings Paper of International Conference. Editor Elena G. Popkova. 2019. pp. 161-165.
3. Analysis of information technical systems for improving the management of road transport / G.N. Klimova, V.A. Zelikov, Yu.V. Strukov, G.A. Denisov, N.V. Zelikova, M.N. Kazachek // Information and computing technologies and their applications. Collection of articles of the XXIV International Scientific and Technical Conference. Penza, 2020. pp. 41-46.
4. Psychological aspects affecting BDD and their consideration in driver training / G.N. Klimova, V.A. Zelikov, Yu.V. Strukov, G.A. Denisov, V.V. Razgonyaeva // Truck. 2020. No. 6. pp. 38-44.