ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ РИСКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос устойчивости проекта реконструкции участка автомобильной дороги с учетом возможных рисков. Говорится о комплексе техногенных, социальных и экономических факторов, по которым проводится оценка устойчивости проекта реконструкции участка. Рассмотрены риски, связанные с реконструкцией участка автомобильной дороги.

Ключевые слова:
участок автомобильной дороги, реконструкция, оценка эффективности, факторы риска, устойчивость проекта
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Оценка устойчивости проекта реконструкции участка автомобильной дороги с учетом возможных рисков проводится по комплексу техногенных, социальных и экономических факторов [1, 2, 3, 4].

Основными факторами, имеющими значение при определении эффективности реконструкции участка автомобильной дороги, являются:

- точность определения суммарного объема инвестиций;

- изученность геологических, гидрологических и других природных условий в районе реконструкции участка автомобильной дороги;

- возможные изменения уровня цен в строительстве автомобильных дорог;

- развитие экономики по сценарию, который отличается от принятого в проекте реконструкции участка дороги;

- соблюдение сроков реконструкции участка дорожной сети;

- экологические последствия от реконструкции участка дороги;

- социальные последствия реконструкции участка;

- экономические последствия предлагаемой реконструкции.

Из перечисленных условий эффективности инвестиционного проекта стоимость реконструкции участка дорожной сети является основополагающим фактором его реализации. Поэтому для избегания вероятности ошибки расчет объема инвестиций в реконструкцию участка дороги необходимо проводить в текущем уровне цен ресурсным методом в новой сметно-нормативной базе ценообразования с использованием сертифицированного сметного программного комплекса.

Риск, связанный с недостаточной изученностью природных условий, будет практически минимален, если технические изыскания будут выполнены в полном объеме.

Реконструкция участков дорожной сети выполняется за счет средств дорожного фонда с использованием отечественной валюты, вследствие этого риск из-за инфляционного повышения цен погашается повышением индекса цен на дорожные работы.

Для исключения риска, связанного с нарушением сроков строительства установлен порядок обязательного проведения подрядных торгов на выполнение работ. Такой подход позволяет исключить какие-либо издержки, связанные с данным риском.

В основу определения перспективной интенсивности движения необходимо заложить темпы роста при умеренно-оптимистическом сценарии развития экономики, которые позволяют снизить риск при принятии решений по назначению основных характеристик проектируемого участка автомобильной дороги и оценке эффективности инвестиций.

Риск возникновения в результате реконструкции участка дорожной сети неблагоприятных экологических последствий минимизируется за счет разработанных в проекте мер по охране окружающей среды. Высокие транспортно-эксплуатационные показатели должны обеспечивать на требуемом уровне безопасность рассматриваемого участка.

Риск негативного отношения к проекту из-за проведения строительных работ вообще не имеет места, так как реконструкция намного улучшает условия движения, сокращает транспортно-эксплуатационные затраты, способствует социально-экономическому развитию района тяготения.

Экономическая устойчивость проекта определяется доходом, который может быть получен в случае развития ситуации при реконструкции участка дороги, отличной от прогнозируемой.

Риск измеряется отклонением ожидаемого чистого дисконтированного дохода (ЧДД) от расчетного. При диапазоне этих отклонений до 11 % риски инвестиционного проекта характеризуются незначительными.

При реконструкции проектируемого участка дорожной сети необходимо определить величину чистого дисконтируемого дохода для различных сценариев развития экономики района тяготения:  

- для пессимистического;

- для умеренно-оптимистического (базового);

- для оптимистического.

Величина ожидаемого интегрального эффекта (ЧДДож.) с учетом фактора риска определяется по формуле

ЧДДож.=К×ЧДДmax+(1-К)×ЧДДmin,                                       (1)

где ЧДДmax, ЧДДmin – наибольший и наименьший интегральный эффект (ЧДД) по рассмотренным сценариям;

К – специальный норматив для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйственного субъекта в условиях неопределенности, рекомендуется принимать на уровне 0,3.      

Если ожидаемый ЧДД отличается от рассчитанной базовой величины менее чем на 11 %, это говорит о достаточно высокой защищенности проекта от воздействия факторов риска.

Список литературы

1. Рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения за счет улучшение конструкции автомобильных дорог / Н. В. Зеликова, М. Н. Казачек, Ю. В. Струков, Г. А. Денисов, В. В. Разгоняева, В. А. Зеликов // Инновации технических решений в машиностроении и транспорте : сборник статей VIII Всероссийской научно-технической конференции для молодых ученых и студентов с международным участием ; под науч. ред. В. В. Салмина. – Пенза, 2022. – С. 85-89.

2. Traffic safety as a factor of competitiveness of economic system and a reason for increase of differentiation of developed and developing countries: management on the basis of new ict / Zelikov V. A., Strukov Yu. V., Razgonyaeva V. V., Korablev R. A., Artemov A. Yu. // Lecture Notes in Networks and Systems. Proceedings Paper of International Conference. Editor Elena G. Popkova. 2019. С. 161-165.

3. Анализ информационных технических систем для совершенствования управления автомобильными перевозками / Г. Н. Климова, В. А. Зеликов, Ю. В. Струков, Г. А. Денисов, Н. В. Зеликова, М. Н. Казачек // Информационно-вычислительные технологии и их приложения. Сборник статей XXIV Международной научно-технической конференции. Пенза, 2020. С. 41-46.

4. Психологические аспекты, влияющие на БДД, и их учет при обучении водителей / Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Ю.В. Струков, Г.А. Денисов, В.В. Разгоняева // Грузовик. 2020. № 6. С. 38-44.

Войти или Создать
* Забыли пароль?