Abstract and keywords
Abstract (English):
One of the main directions for improving the forecasting of passenger transport operations in certain areas of large cities is the development of comprehensive plans for the functioning of individual links in the transport service system. To achieve this goal, the transportation service system, its structure, the information support of each subsystem, the interdependence of subsystems, and operating parameters are considered.

Keywords:
population growth, passenger transportation, transportation network, population mobility, service quality, dynamics, automotive service
Text
Text (PDF): Read Download

В настоящее время происходит рост численности населения в городах и, соответственно, объёма пассажирских перевозок, а также происходит совершенствование транспортной сети и расширение транспортных связей между отдельными районами городов. Это приводит к существенному усложнению процессов планирования пассажирских перевозок, особенно для больших городов.

Одним из основных направлений совершенствования перевозок на автотранспорте в этом случае является создание систем взаимоувязанных планов работы в отдельных её элементах. В системе автотранспортного обслуживания населения можно выделить три подсистемы: население, районы города и пассажирский автотранспорт.

Анализ состояния исследуемой системы больших городов показывает, что дальнейшее развитие отдельных элементов больших городов должно осуществляться по сбалансированным планам с использованием экономико-математических методов и средств вычислительной техники.

Под структурой системы транспортного обслуживания населения подразумевается совокупность элементов системы и связей между ними. Основными характеристиками данной системы являются [1]:

  • пассажиропотоки, заявки на обслуживание, их распределение во времени и пространстве;
  •  численность населения в отдельных районах больших городов и его подвижность;
  •  размещение мест «притяжения» населения в районах города (рынки, магазины, предприятия и т.д.);
  •  необходимое наличие пассажирского автотранспорта;
  • возможности освоения капитальных вложений на развитие материально-технической базы пассажирского автотранспорта и его возможности замены и пополнения.

Состояние этих характеристик зависит от поведения указанных выше трёх подсистем.

Подсистема «население» является основным потребителем транспортных услуг. Требования, которые эта подсистема предъявляет в целом ко всей системе, сводятся к удовлетворению спроса на транспортное обслуживание, которое заключается в выполнении заданного объема перевозок, в обеспечении комфортности при перевозках, в стоимости проезда согласно существующему тарифу.

Информационным входом в подсистему «население» является прогнозная оценка роста населения в целом в большом городе и в отдельных его районах. Выходом из подсистемы являются прогнозные данные о пассажиропотоках в районах города по направлениям [4].

Подсистеме «население» присуща сложная динамика, связанная с сезонными колебаниями, с тяготением к административным центрам, рынкам и другим местам тяготения. Это обстоятельство плохо поддается учёту и формализации, что осложняет прогнозирование пассажиропотоков.

Отдельные районы в крупных городах представляют собой сложную многоэлементную неоднородную динамическую систему, в которой передвижение населения не постоянно по времени года, дням недели и по времени суток.

Основное требование подсистемы «население» к работе пассажирского автотранспорта – это полное удовлетворение населения в перевозках, что является актуальным, так как содействует одному из главных направлений развития экономики: повышение благосостояния жизни народа.

Подсистема «пассажирский автотранспорт» включает в себя автотранспортные предприятия, основной задачей которых является обеспечение пассажирских перевозок [2]. Основными показателями деятельности подсистемы «пассажирский автотранспорт» являются:

  •  текущие затраты на перевозку пассажиров;
  • эксплуатационные затраты на содержание и обслуживание пассажирского автотранспорта;
  •  капитальные вложения для пополнения и обновления парка пассажирского автотранспорта;
  • технико-эксплуатационные характеристики пассажирского автотранспорта;
  •   качество и уровень удовлетворения потребности в поездках населения.

Потребность в передвижениях формируется в виде пассажиропотоков по отдельным направлениям. Для данной подсистемы «пассажирский автотранспорт» одной из актуальных и основных задач является решение вопроса соответствия парка автомобильного пассажирского транспорта перспективным (прогнозируемым) объемам пассажирских перевозок и рациональное распределение капитальных вложений, необходимых для пополнения и обновление состава пассажирского автотранспорта.

Перспективное прогнозирование развития системы транспортного обслуживания районов больших городов представляет собой процесс, с помощью которого данная система приспосабливает свой пассажирский автотранспорт к изменению внешних и внутренних условий. Функция прогнозирования включает определение цели систем автотранспортного обслуживания населения её элементов, определение параметров пассажиропотоков, анализ и распределение их по районам больших городов, прогноз их значений, анализ состояния парка пассажирского автотранспорта и соответствия его прогнозным оценкам пассажиропотоков, пополнение и обновление ресурсов пассажирского автотранспорта с освоением необходимых для этого капитальных вложений.

Функция цели данной системы определяется как минимизации текущих, эксплуатационных и капитальных затрат, необходимых для освоения перспективного пассажиропотока по каждому направлению при условии соблюдения комфортности перевозок. Комфортностью в данном случае является состояние автотранспорта и транспортной сети, степень наполнения автотранспорта и его регулярность движения, время поездки пассажиров и т.д.

Целью прогнозирования развития системы является удовлетворение спроса пассажиров на перевозки. Качество функционирования системы транспортного обслуживания определяется в результате оценки уровня удовлетворения требованиям, предъявляемыми подсистемами «население», «районы больших городов», «пассажирский автотранспорт».

Система обслуживания населения при перевозках городским пассажирским автотранспортом при своем описание используют следующие параметры [3]:

 - направление пассажиропотоков, j;

 - количество типов пассажирского автотранспорта, i;

 - количество автотранспортных предприятий, k;

 - количество пассажирского автотранспорта типа i-Aik;

 - пассажирский поток по направлению, Rj;

 - количество населения в отдельных районах больших городов, Pj;

 - общий пассажиропоток в отдельных районах больших городов, Q;

 - технические характеристики пассажирского автотранспорта: вместимость qi, коэффициент наполнения пассажирского автотранспорта по определённому направлению, γij;

 - тарифы на перевозку пассажиров, Tij;

 - эксплуатационные и единовременные затраты на содержание, обновления и пополнения парка транспортных средств, Si;

Задача по прогнозированию развития системы заключается в удовлетворении спроса на перевозку пассажиров при достижении минимума функции, зависящей от затрат на перевозку населения и содержание автотранспортных средств, то есть [4]:

                               F=minψ(Tij,Si,Xij)                                                               (1)

при соблюдении следующих условий

                                                      iXij=Rj при jRj=Q                                                 (2)

при этом должен быть удовлетворён спрос на пассажирские автоперевозки по всем направлениям:

                                                      jXijqiγij=Aik  (или jXij/qiγij)                                           (3)

Где Xij – объем перевозок, соответствующий направлению движения и типу пассажирского автотранспорта.

Следует отметить, что перевозки осуществляются только имеющимися в автотранспортном предприятии типами пассажирского автотранспорта.

Прогнозирования пассажирских перевозок в такой системе осуществляется следующим образом.

Устанавливается влияние подсистемы «население» и «районы города» на значение (Rj), которые взаимосвязаны со значением (Pj). Подсистема «пассажирский автотранспорт» в свою очередь влияет на значение (Aik) и (γij), находящихся в зависимости от значения (Rj). Определяется тариф на перевозку пассажиров (Tik).

Задача по прогнозированию пассажирских перевозок автотранспортом сводится к поиску решения, удовлетворяющего взаимодействия величин (Rj, Aik, Tik, Si), которые обеспечивают решение задачи (1) - (3) при заданных прогнозных оценках (Pj) и количестве направлений пассажиропотоков.

Каждая подсистема характеризуется своим набором задач, комплексное решение которых позволит улучшить транспортное обслуживание населения.

References

1. Belokurov S. V., Belokurov V. P. Optimizaciya mnogocelevyh transportnyh zadach pri ispol'zovanii algoritma analiza i otseva na iteraciyah poiska resheniy // Transport: nauka, tehnika, upravlenie. – Moskva: VINITI RAN. – Nº6. – 2009. – S. 2-4.

2. Belokurov S. V., Skryl' S. V., Belokurov V. P. Osobennosti modeli optimal'nogo upravleniya processa otseva resheniy na baze sinteza teorii vybora v transportnyh sistemah // Transport. Nauka, tehnika, upravlenie: nauch. inform. sb. RAN. – Moskva : VINITI, 2010. – № 1. – C. 5-9.

3. Larichev, O. I. Teoriya i metody prinyatiya resheniy / O. I. Larichev. – Moskva : Logos, 2000. – 296 s.

4. Belokurov V. P., Belokurov S. V., Skryl' S. V. Prinyatie resheniy dlya effektivnogo upravleniya transportnymi sistemami na osnove situaciy vybora // Transport: nauka, tehnika, upravlenie: Nauchnyy informacionnyy sbornik VINITI RAN. – Nº2. – 2010. – S. 6-12.

Login or Create
* Forgot password?