Россия
Россия
Россия
Россия
Россия
Одним из основных направлений совершенствования прогнозирования работы пассажирского автотранспорта в отдельных районах больших городов является разработка комплексных планов функционирования отдельных звеньев системы транспортного обслуживания. С этой целью рассматривается система транспортного обслуживания, её структура, информационное обеспечение каждой подсистемы, взаимозависимость подсистем и параметры функционирования.
рост численности население, пассажирские перевозки, транспортная сеть, подвижность населения, качество обслуживания, динамика, автотранспортное обслуживание
В настоящее время происходит рост численности населения в городах и, соответственно, объёма пассажирских перевозок, а также происходит совершенствование транспортной сети и расширение транспортных связей между отдельными районами городов. Это приводит к существенному усложнению процессов планирования пассажирских перевозок, особенно для больших городов.
Одним из основных направлений совершенствования перевозок на автотранспорте в этом случае является создание систем взаимоувязанных планов работы в отдельных её элементах. В системе автотранспортного обслуживания населения можно выделить три подсистемы: население, районы города и пассажирский автотранспорт.
Анализ состояния исследуемой системы больших городов показывает, что дальнейшее развитие отдельных элементов больших городов должно осуществляться по сбалансированным планам с использованием экономико-математических методов и средств вычислительной техники.
Под структурой системы транспортного обслуживания населения подразумевается совокупность элементов системы и связей между ними. Основными характеристиками данной системы являются [1]:
- пассажиропотоки, заявки на обслуживание, их распределение во времени и пространстве;
- численность населения в отдельных районах больших городов и его подвижность;
- размещение мест «притяжения» населения в районах города (рынки, магазины, предприятия и т.д.);
- необходимое наличие пассажирского автотранспорта;
- возможности освоения капитальных вложений на развитие материально-технической базы пассажирского автотранспорта и его возможности замены и пополнения.
Состояние этих характеристик зависит от поведения указанных выше трёх подсистем.
Подсистема «население» является основным потребителем транспортных услуг. Требования, которые эта подсистема предъявляет в целом ко всей системе, сводятся к удовлетворению спроса на транспортное обслуживание, которое заключается в выполнении заданного объема перевозок, в обеспечении комфортности при перевозках, в стоимости проезда согласно существующему тарифу.
Информационным входом в подсистему «население» является прогнозная оценка роста населения в целом в большом городе и в отдельных его районах. Выходом из подсистемы являются прогнозные данные о пассажиропотоках в районах города по направлениям [4].
Подсистеме «население» присуща сложная динамика, связанная с сезонными колебаниями, с тяготением к административным центрам, рынкам и другим местам тяготения. Это обстоятельство плохо поддается учёту и формализации, что осложняет прогнозирование пассажиропотоков.
Отдельные районы в крупных городах представляют собой сложную многоэлементную неоднородную динамическую систему, в которой передвижение населения не постоянно по времени года, дням недели и по времени суток.
Основное требование подсистемы «население» к работе пассажирского автотранспорта – это полное удовлетворение населения в перевозках, что является актуальным, так как содействует одному из главных направлений развития экономики: повышение благосостояния жизни народа.
Подсистема «пассажирский автотранспорт» включает в себя автотранспортные предприятия, основной задачей которых является обеспечение пассажирских перевозок [2]. Основными показателями деятельности подсистемы «пассажирский автотранспорт» являются:
- текущие затраты на перевозку пассажиров;
- эксплуатационные затраты на содержание и обслуживание пассажирского автотранспорта;
- капитальные вложения для пополнения и обновления парка пассажирского автотранспорта;
- технико-эксплуатационные характеристики пассажирского автотранспорта;
- качество и уровень удовлетворения потребности в поездках населения.
Потребность в передвижениях формируется в виде пассажиропотоков по отдельным направлениям. Для данной подсистемы «пассажирский автотранспорт» одной из актуальных и основных задач является решение вопроса соответствия парка автомобильного пассажирского транспорта перспективным (прогнозируемым) объемам пассажирских перевозок и рациональное распределение капитальных вложений, необходимых для пополнения и обновление состава пассажирского автотранспорта.
Перспективное прогнозирование развития системы транспортного обслуживания районов больших городов представляет собой процесс, с помощью которого данная система приспосабливает свой пассажирский автотранспорт к изменению внешних и внутренних условий. Функция прогнозирования включает определение цели систем автотранспортного обслуживания населения её элементов, определение параметров пассажиропотоков, анализ и распределение их по районам больших городов, прогноз их значений, анализ состояния парка пассажирского автотранспорта и соответствия его прогнозным оценкам пассажиропотоков, пополнение и обновление ресурсов пассажирского автотранспорта с освоением необходимых для этого капитальных вложений.
Функция цели данной системы определяется как минимизации текущих, эксплуатационных и капитальных затрат, необходимых для освоения перспективного пассажиропотока по каждому направлению при условии соблюдения комфортности перевозок. Комфортностью в данном случае является состояние автотранспорта и транспортной сети, степень наполнения автотранспорта и его регулярность движения, время поездки пассажиров и т.д.
Целью прогнозирования развития системы является удовлетворение спроса пассажиров на перевозки. Качество функционирования системы транспортного обслуживания определяется в результате оценки уровня удовлетворения требованиям, предъявляемыми подсистемами «население», «районы больших городов», «пассажирский автотранспорт».
Система обслуживания населения при перевозках городским пассажирским автотранспортом при своем описание используют следующие параметры [3]:
- направление пассажиропотоков, j;
- количество типов пассажирского автотранспорта, i;
- количество автотранспортных предприятий, k;
- количество пассажирского автотранспорта типа
- пассажирский поток по направлению,
- количество населения в отдельных районах больших городов,
- общий пассажиропоток в отдельных районах больших городов, Q;
- технические характеристики пассажирского автотранспорта: вместимость qi, коэффициент наполнения пассажирского автотранспорта по определённому направлению,
- тарифы на перевозку пассажиров,
- эксплуатационные и единовременные затраты на содержание, обновления и пополнения парка транспортных средств,
Задача по прогнозированию развития системы заключается в удовлетворении спроса на перевозку пассажиров при достижении минимума функции, зависящей от затрат на перевозку населения и содержание автотранспортных средств, то есть [4]:
при соблюдении следующих условий
при этом должен быть удовлетворён спрос на пассажирские автоперевозки по всем направлениям:
Где
Следует отметить, что перевозки осуществляются только имеющимися в автотранспортном предприятии типами пассажирского автотранспорта.
Прогнозирования пассажирских перевозок в такой системе осуществляется следующим образом.
Устанавливается влияние подсистемы «население» и «районы города» на значение (
Задача по прогнозированию пассажирских перевозок автотранспортом сводится к поиску решения, удовлетворяющего взаимодействия величин (
Каждая подсистема характеризуется своим набором задач, комплексное решение которых позволит улучшить транспортное обслуживание населения.
1. Белокуров С. В., Белокуров В. П. Оптимизация многоцелевых транспортных задач при использовании алгоритма анализа и отсева на итерациях поиска решений // Транспорт: наука, техника, управление. – Москва: ВИНИТИ РАН. – Nº6. – 2009. – С. 2-4.
2. Белокуров С. В., Скрыль С. В., Белокуров В. П. Особенности модели оптимального управления процесса отсева решений на базе синтеза теории выбора в транспортных системах // Транспорт. Наука, техника, управление: науч. информ. сб. РАН. – Москва : ВИНИТИ, 2010. – № 1. – C. 5-9.
3. Ларичев, О. И. Теория и методы принятия решений / О. И. Ларичев. – Москва : Логос, 2000. – 296 с.
4. Белокуров В. П., Белокуров С. В., Скрыль С. В. Принятие решений для эффективного управления транспортными системами на основе ситуаций выбора // Транспорт: наука, техника, управление: Научный информационный сборник ВИНИТИ РАН. – Nº2. – 2010. – С. 6-12.