Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the ethical basis of the understanding of nature in Western culture, which is one of the reasons of ecological crisis.

Keywords:
ethics, nature, environment, crisis
Text
Publication text (PDF): Read Download

Специфика современной экологии в том, что она из чисто биологической науки превратилась в межотраслевую дисциплину, объединяющую комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний. К проблеме выживания человечества и охраны окружающей среды обращаются не только биологи и экологи, но также географы, геологи, химики, физики, медики, социологи, культурологи, экономисты. Однако большинство работ специалистов-естественников направлено на поиск технических средств, улучшающих среду обитания, а усилия гуманитариев ограничиваются субъективными факторами. И в первом, и во втором случае ведется борьба не с причинами, а с последствиями.

Главной причиной экологического кризиса является безнравственное отношение к природе. Проблемы охраны природы возникают там, где экономическая деятельность не ориентирована нравственно, где экономисты, политики, производственники думают только о том, как получить прибыль, удовлетворить потребность. Человечество веками вырабатывало нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми, отношения внутри общества, отношения с государством, но этики, регулирующей отношения человека с землей, животными, Природой в целом, пока еще нет. Нет моральных норм, которые учитывали бы всю сложность и неоднозначность взаимодействия человека с природой. Доказательством чего является непрекращающийся экологический кризис.

Сейчас предпринимаются попытки найти новую концепцию взаимоотношений человека и природы. Сюда относятся идеи коэволюции, человекоразмерности естественнонаучных концепций, теории экологически скорректированной экономики (экологической экономики), естественнонаучные концепции и др. Но все эти концепции прагматичны, т.к. ставят целью сохранение природы ради спасения человечества. Необходимо формирование общей концепции экологической этики и философии, основанной на интеграции человека и природы, гармонизации их отношений, а не на отрыве этих сущностей друг от друга. Иными словами, необходимо соединение этики и экологии, философии и хозяйственной практики.

Современные западные исследователи уделяют проблеме взаимоотношения этики и экологии существенное внимание. Результатом их усилий можно считать создание философии экологического кризиса, основанной на понимании этических причин современной экологической ситуации в сочетании с философией техники и хозяйства.

Наши соотечественники затрагивают более широкий круг проблем взаимоотношения этики и экологии: общефилософское понимание природы и специфика ее религиозного, православного восприятия, пути формирования экологической культуры на религиозно-нравственной основе и др. Здесь можно отметить труды Р.Г. Апресяна [1], А.С. Панарина [2], Н.Ф. Реймерса [3], В.П. Фетисова [4], В.Н. Шердакова [5] и др.

Попытаемся, используя некоторые выводы этих и других исследователей, представить собственное понимание исконных причин экологического кризиса и гипотетически покажем, где следует искать пути его преодоления.

Точкой отсчета в формировании современного экологического кризиса можно считать промышленный переворот, переход от ручного труда к машинному, повлекший за собой освоение углеводородов как источника энергии. То есть экономическое и социальное развитие западной цивилизации и привело к экологическим проблемам всего человечества. Соответственно, необходимо проследить различные этапы становления западноевропейского отношения к природе. Если прародительницей европейской цивилизации считать античную культуру, то начинать следует с нее. Интересно, что первой формой рационального познания мира в Древней Греции была философия, а первым этапом ее развития была именно натурфилософия, философия природы. Античные философ видели в природе всеобщее начало, первопричину и смысл. В отношениях человека и природы они отдавали первенство природе и считали необходимым познание через созерцание природы. Христианская мораль отказывается от созерцательности в отношении природы, которая уже не считается первопричиной, т.к. была сотворена Богом для человека. Формируется концепция господства над природой, которая получает все большее развитие по мере продвижения технического прогресса. Философы Нового времени четко сформулировали эту позицию. Ф. Бэкон утверждал, что эмпирические знания и философия должны помочь подчинить природу человеку. Р. Декарт считал высшим счастьем человека увеличение его власти над природой. Позднее сформировалось представление, что природа может удовлетворить любую потребность человека, ее сущность только в том, чтобы предоставлять ресурсы. Это утилитарное отношение к природе и даже «экологический нигилизм». Однако глобальный экологический кризис XX в. заставил европейских мыслителей задуматься об изменении отношения человека к природе, появилось даже такое явление, как «экологический детерминизм, стремление растворить человека в природе. Такие крайности, как «экологический нигилизм» и «экологический детерминизм», не помогут в формировании гармоничных взаимодействий человека и природы. Более реалистичной является современная экологическая этика.

В русской философии никогда не было стремления к господству над природой. Главной идей русской философии является идея преображения. Эта нравственная по своей сути идея реализуется на двух уровнях – на уровне человека и на уровне природы. В основе идеи преображения лежит несоответствие сущего и должного, что в переводе на космологическую проблематику означает несоответствие наличного природного бытия его совершенному образу.

Но это не означает насилия над природой ради ее усовершенствования. Гармония человека и природы может быть достигнута в результате их взаимного движения друг к другу, взаимного усовершенствования, связанного с переустройством самого порядка природного бытия.

Идея преображения пронизывает буквально все слои и уровни русской философии и культуры. С особой силой это проявляется в философии и литературе. Уже в творчестве Д.В. Веневитинова, Ф.И. Тютчева и славянофилов эта идея получает свое первоначальное звучание. Особое значение имеет нравственная философия Ф.М. Достоевского, в которой имеет место острое неприятие смертного начала природы как неистинного и явлено стремление к реализации высших духовных принципов существования человека. Это устремление находит свое достойное продолжение в творчестве Андрея Платонова. Их философские построения наглядно демонстрируют, что отечественные мыслители занимались, прежде всего, нравственными проблемами человека, рассматривая его метафизическую сущность в контексте природно-космических проекций. Поэтому особое значение имеет философия хозяйства, в которой с наибольшей силой проявляется преображающая деятельность человека.

Философия русского космизма показала, что эти идеи, высказанные первоначально в теоретическом плане, обретают практическое значение. Эти идеи не утопичны, они соответствуют общей эволюционной логике, в которой человек не просто этап и звено, а высший духовный принцип, призванный на то, чтобы осуществить глобальную духовную цель эволюции – одухотворение и преображение природы.

References

1. Apresyan R.G. Etika i ekologiya / Otv. red. R.G. Apresyan. – Velikiy Novgorod: NovMION, 2010. – 368 s.

2. Panarin A.S. Pravoslavnaya civilizaciya v global'nom mire. – M.: Algoritm, 2002. – 496 s.

3. Reymers N.F. Nadezhdy na vyzhivanie chelovechestva. Konceptual'naya ekologiya. – M.: «Rossiya molodaya», 1992. – 365 s.

4. Fetisov V.P. Filosofiya morali: Toska po russkomu aristokratizmu. – Voronezh, 1995. – 119 s.

5. Sherdakov V.N. Etika i estestvoznanie v epohu NTR // Ideologiya, cennosti i nravstvennoe formirovanie lichnosti. – Sofiya, 1986.

Login or Create
* Forgot password?