Russian Federation
Russian Federation
Based on the scientific and disciplinary specifics of each area of additional education for children and based on the cognitive priorities of pupils, pedagogical activity is didactically actualized by the interdisciplinary educational status of creativity and the humanistic expediency of personal development and professional self-determination of pupils. In this context, one of the key methodological qualities and conditions for the organization of pedagogical activity should include the principle of pedagogical cooperation, on the basis of which the educational trajectory of interaction among teachers, pupils and between teachers and pupils (and their families) is built. The reflection presented in the article is aimed at highlighting the above-mentioned pedagogical aspects of education and training in the system of additional education.
cognitively-developing environmental, collective pedagogical activities, ethics, aesthetics, upbringing, training
В учреждениях дополнительного образования детей воспитательно-образовательный процесс осуществляется в рамках реализации федерального календарного плана воспитательной работы, рабочей программы воспитания и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-гуманитарной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, технической и художественной направленностей. Дополнительное компетентностно-гармонизирующее образование подрастающего поколения в полной мере ориентировано на воспитательное пространство между педагогами и обучающимися. Творческий потенциал воспитания и разносторонний, многоуровневый характер развивающего дополнительного обучения обуславливают необходимую педагогическую вариативность и эффективность.
Столетие тому назад Станислав Теофилович Шацкий, анализируя вопросы организации педагогической работы, писал следующее: «В школьном деле я не мыслю одиночных усилий. Учительство должно разбиться на большие и малые группы, взаимно помогающие друг другу» [5, с. 41]. К чему направлен и наш опыт организации и осуществления деятельности «Творческой лаборатории этики и эстетики» МБУДО ЦРТДиЮ «Спутник», которая является открытой философской научно-педагогической платформой между объединениями (направленностями) Центра развития творчества детей и юношества «Спутник» и социально-педагогической общественностью. В подобном педагогическом пространстве познавательной самоактуализации обучающиеся имеют возможность осознать свои когнитивные способности и совершенствовать приобретаемые специальные компетенции через активную творческую и познавательную деятельность посредством диалогического общения, логики созидательного мышления, развития умения аккумулировать интеллектуальный потенциал в индивидуальном специализированном обучении, а также при коллективном участии в конкурсах, акциях, семинарах, проектах, иных мероприятиях с последующей социокультурной преемственностью в повседневной жизнедеятельности. По емкому замечанию отечественного педагога Симона Львовича Соловейчика: «Проблема творческого отношения к жизни – это проблема качества работы» [3, с. 31].
Наряду с этим этические и эстетические аспекты творчества неотъемлемы от содержания познавательного процесса, профессиональной самоактуализации и смысла любого вида деятельности. Известно опытное убеждение теоретика и практика общедоступной народной этико-эстетической социализации Виктора Николаевича Сорока-Росинского о том, что «педагогика – всегда есть, была и будет этической системой» [4, с. 66]. На протяжении учебы для ребят важно в пределах их собственной ценностно-оценочной компетенции научиться осознавать самих себя и понимать окружающий мир, чему способствует опыт приобретения и осмысления философской, этической и эстетической информации. На это же нацелено и гуманитарное освещение проблем и принципов сфер научного знания, которым овладевают воспитанники в процессе обучения и профессиональной ориентации.
Не менее существенна данная познавательная среда, позволяющая творчески мыслить, и для педагогов, которые в своей деятельности актуализируют потенциальные функции общения. Как подчеркивает в своих психолого-педагогических исследованиях Виктор Абрамович Кан-Калик: «Педагог выступает и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений» [1, с. 12-13]. Подобное образовательное пространство не только средство и условие, но и гуманитарная цель образовательной деятельности. Аналитическая атмосфера коллективного взаимодействия и интеграции идей и способностей субъектов познания (среди педагогов, среди обучающихся и между ними) сопутствует их самореализации и самоактуализации, что обуславливает познавательную вариативность содержания воспитания и обучения. Это диалогическая среда по взаимообогащению психокогнитивным опытом, знаниями, умениями и компетенциями. В условиях современной информационно-цифровой социокультурной среды подобная дидактическая структура позволяет интегрировать наставников и обучающихся, представителей шефствующих организаций для устойчивой личностной социализации обучающихся и продуктивной реализации комплекса актуальных воспитательных и социально-экономических задач, стоящих перед сферой образования.
Педагогическая деятельность «Творческой лаборатории этики и эстетики» направлена на решение определенного ряда воспитательно-образовательных задач:
– формирование и реализацию воспитательных, образовательных, духовно-нравственных и этико-эстетических основ устойчивого развития личности и общества, изложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (внесены изменения от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ; от 2 июля 2021 г. № 322-ФЗ);
– актуализацию ценностного значения социально-гуманитарного познания и экологического самосознания;
– сопровождение, развитие и совершенствование познавательных способностей обучающихся на основе педагогики сотрудничества и коллективной творческой деятельности;
– формирование устойчивых этических, эстетических связей между социально-гуманитарным, техническим, художественным, туристско-краеведческим, физкультурно-спортивным и естественнонаучным компонентами воспитательно-образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей;
– освещение познавательного потенциала философии и социокультурного назначения социально-гуманитарных наук;
– утверждение нравственного, гуманитарного личностно-ориентированного аспекта социального бытия как основополагающего принципа образовательной структуры и воспитательной траектории содержания обучения;
– социально-педагогическое сопровождение индивидуальной воспитательно-образовательной социализации обучающихся в контексте цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий;
– популяризацию и совершенствование здоровьесберегающих принципов и технологий для жизни и развития личности;
– содействие устойчивой организации и функционированию социокультурно развивающей среды на основе этико-эстетического опыта, традиций и ценностей в пространстве многонациональной культуры народов России и Воронежской области;
– мотивацию гуманитарной, социально-педагогической, экологической и этико-эстетической познавательной активности, направленной на общественное созидание, заботу о природе и сохранение красоты в пространстве городской агломерации, а также в сельской местности;
– профилактику социальной дезадаптации и когнитивного диссонанса личности обучающихся на основе творчества и этико-эстетических методик воспитания и образования.
Для реализации поставленных задач «Творческая лаборатория этики и эстетики» организует и принимает участие в следующих видах воспитательной, образовательной, научно-педагогической деятельности:
– координирование тематических направлений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» в МБУДО ЦРТДиЮ «Спутник»;
– социально-педагогические, культурно-просветительские, физкультурно-оздоровительные мероприятия, акции и конкурсы в пределах непосредственной компетенции (согласно федеральному календарному плану воспитательной работы, программе воспитательной работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», планам городских и областных мероприятий, плану воспитательной работы и программе воспитания учреждения);
– научно-исследовательская, научно-методическая, проектная деятельность;
– художественные выставки, тематические экскурсии, театрализованные и музыкальные представления, поэтические и творческие встречи и вечера;
– научно-педагогические и философские беседы, круглые столы, лекции, семинары и научно-практические конференции среди обучающихся и педагогов.
Воспитательно-образовательное целеполагание и постановка задач осуществляются через перспективу воспитательно-образовательного процесса в настоящем (на сегодня: конкретное занятие, мероприятие, этап подготовки проекта) и в будущем (на завтра: неделю, месяц, учебный год, весь курс обучения и, в целом, на дальнейшее непрерывное самовоспитание и самообразование на протяжении всей жизни). Исходя из гуманно-личностного общеразвивающего целеполагания в контексте актуализации педагогического процесса в «настоящем времени» как когнитивного качества и ценностного ориентира, для субъекта познания следует типологизация частных познавательно-образовательных задач:
1. личностно-коллективные (психофизиологическая устойчивость, творческая личностно-коллективная самоактуализация);
2. специальные (знания, умения, навыки, компетенции);
3. социализационные (социокультурная и природосообразная творческая адаптация).
Для педагогического процесса «настоящее время» имеет основополагающее значение. Оно аккумулирует в себе как прошлое, так и будущее. Потому междисциплинарное гуманитарное смыслообразование и творческое целеполагание определенно важны и необходимы в конкретное время, в котором осуществляется учебно-воспитательный процесс и, главное, происходит личностное становление обучающихся – прообразов людей завтрашнего дня, а также формируется социально-психологическая атмосфера отдельно взятого коллектива – прообраза будущего общества. «Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива» [2, с. 29], – в этом видел целеполагающую суть воспитания Антон Семенович Макаренко.
Творческое этико-эстетическое переживание конкретного познавательного события в контексте эмоционально насыщенной, положительной атмосферы коллективного педагогического творчества – это значимый, неотъемлемый компонент педагогической деятельности. Общее планирование учебно-воспитательной работы учреждения и конкретный учебно-тематический или календарно-тематический план отдельно взятой дисциплины – это ориентир и опорная дидактическая структура комплексной учебно-воспитательной деятельности. Но они будут эффективными лишь при их включении в «настоящее время» для жизни и дел человека в коллективе и соотнесении с повседневным социокультурным опытом и практикой жизнедеятельности со стороны всех субъектов социально-педагогического, социализирующего пространства.
Коллективная педагогическая деятельность обучающих и обучающихся, воспитателей и воспитанников сопутствует их взаимообогащающемуся психофизиологическому развитию и творческой компетентности. А творческая актуализация полученных компетенций через познавательную активность в совместном педагогическом пространстве стабилизирует потребностно-мотивационную структуру педагогов и обучающихся и формирует устойчивую ценностно-оценочную основу как для текущего индивидуально-личностного состояния, так и для последующей непрерывной социализации.
1. Kan-Kalik V.A. Uchitelyu o pedagogicheskom obschenii. – M.: Prosveschenie, 1987. – 190 s.
2. Makarenko A.S. O vospitanii. – M.: Politizdat, 1988. – 256 s.
3. Soloveychik S.L. Vospitanie tvorchestvom. – M.: Znanie, 1978. – 96 s.
4. Soroka-Rosinskiy V.N. Pedagogicheskie sochineniya. – M.: Pedagogika, 1991. – 239 s.
5. Shackiy S.T. Pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. – T. 2. – M.: Prosveschenie, 1964. – 476 s.