Россия
Россия
Исходя из научно-дисциплинарной специфики каждого направления дополнительного образования детей и на основе познавательных приоритетов обучающихся, педагогическая деятельность дидактически актуализирована междисциплинарным образовательным статусом творчества и гуманистической целесообразностью личностного развития и профессионального самоопределения воспитанников. В данном контексте к одному из ключевых методологических качеств и условий организации педагогической деятельности следует отнести принцип педагогического сотрудничества, на основе которого выстраивается воспитательно-образовательная траектория взаимодействия среди педагогов, обучающихся и между педагогами и обучающимися (и их семьями). На освещение вышеизложенных педагогических аспектов воспитания и обучения в системе дополнительного образования и направлено представленное в статье размышление.
познавательно-развивающая среда, коллективная педагогическая деятельность, этика, эстетика, воспитание, обучение
В учреждениях дополнительного образования детей воспитательно-образовательный процесс осуществляется в рамках реализации федерального календарного плана воспитательной работы, рабочей программы воспитания и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-гуманитарной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, технической и художественной направленностей. Дополнительное компетентностно-гармонизирующее образование подрастающего поколения в полной мере ориентировано на воспитательное пространство между педагогами и обучающимися. Творческий потенциал воспитания и разносторонний, многоуровневый характер развивающего дополнительного обучения обуславливают необходимую педагогическую вариативность и эффективность.
Столетие тому назад Станислав Теофилович Шацкий, анализируя вопросы организации педагогической работы, писал следующее: «В школьном деле я не мыслю одиночных усилий. Учительство должно разбиться на большие и малые группы, взаимно помогающие друг другу» [5, с. 41]. К чему направлен и наш опыт организации и осуществления деятельности «Творческой лаборатории этики и эстетики» МБУДО ЦРТДиЮ «Спутник», которая является открытой философской научно-педагогической платформой между объединениями (направленностями) Центра развития творчества детей и юношества «Спутник» и социально-педагогической общественностью. В подобном педагогическом пространстве познавательной самоактуализации обучающиеся имеют возможность осознать свои когнитивные способности и совершенствовать приобретаемые специальные компетенции через активную творческую и познавательную деятельность посредством диалогического общения, логики созидательного мышления, развития умения аккумулировать интеллектуальный потенциал в индивидуальном специализированном обучении, а также при коллективном участии в конкурсах, акциях, семинарах, проектах, иных мероприятиях с последующей социокультурной преемственностью в повседневной жизнедеятельности. По емкому замечанию отечественного педагога Симона Львовича Соловейчика: «Проблема творческого отношения к жизни – это проблема качества работы» [3, с. 31].
Наряду с этим этические и эстетические аспекты творчества неотъемлемы от содержания познавательного процесса, профессиональной самоактуализации и смысла любого вида деятельности. Известно опытное убеждение теоретика и практика общедоступной народной этико-эстетической социализации Виктора Николаевича Сорока-Росинского о том, что «педагогика – всегда есть, была и будет этической системой» [4, с. 66]. На протяжении учебы для ребят важно в пределах их собственной ценностно-оценочной компетенции научиться осознавать самих себя и понимать окружающий мир, чему способствует опыт приобретения и осмысления философской, этической и эстетической информации. На это же нацелено и гуманитарное освещение проблем и принципов сфер научного знания, которым овладевают воспитанники в процессе обучения и профессиональной ориентации.
Не менее существенна данная познавательная среда, позволяющая творчески мыслить, и для педагогов, которые в своей деятельности актуализируют потенциальные функции общения. Как подчеркивает в своих психолого-педагогических исследованиях Виктор Абрамович Кан-Калик: «Педагог выступает и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений» [1, с. 12-13]. Подобное образовательное пространство не только средство и условие, но и гуманитарная цель образовательной деятельности. Аналитическая атмосфера коллективного взаимодействия и интеграции идей и способностей субъектов познания (среди педагогов, среди обучающихся и между ними) сопутствует их самореализации и самоактуализации, что обуславливает познавательную вариативность содержания воспитания и обучения. Это диалогическая среда по взаимообогащению психокогнитивным опытом, знаниями, умениями и компетенциями. В условиях современной информационно-цифровой социокультурной среды подобная дидактическая структура позволяет интегрировать наставников и обучающихся, представителей шефствующих организаций для устойчивой личностной социализации обучающихся и продуктивной реализации комплекса актуальных воспитательных и социально-экономических задач, стоящих перед сферой образования.
Педагогическая деятельность «Творческой лаборатории этики и эстетики» направлена на решение определенного ряда воспитательно-образовательных задач:
– формирование и реализацию воспитательных, образовательных, духовно-нравственных и этико-эстетических основ устойчивого развития личности и общества, изложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (внесены изменения от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ; от 2 июля 2021 г. № 322-ФЗ);
– актуализацию ценностного значения социально-гуманитарного познания и экологического самосознания;
– сопровождение, развитие и совершенствование познавательных способностей обучающихся на основе педагогики сотрудничества и коллективной творческой деятельности;
– формирование устойчивых этических, эстетических связей между социально-гуманитарным, техническим, художественным, туристско-краеведческим, физкультурно-спортивным и естественнонаучным компонентами воспитательно-образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей;
– освещение познавательного потенциала философии и социокультурного назначения социально-гуманитарных наук;
– утверждение нравственного, гуманитарного личностно-ориентированного аспекта социального бытия как основополагающего принципа образовательной структуры и воспитательной траектории содержания обучения;
– социально-педагогическое сопровождение индивидуальной воспитательно-образовательной социализации обучающихся в контексте цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий;
– популяризацию и совершенствование здоровьесберегающих принципов и технологий для жизни и развития личности;
– содействие устойчивой организации и функционированию социокультурно развивающей среды на основе этико-эстетического опыта, традиций и ценностей в пространстве многонациональной культуры народов России и Воронежской области;
– мотивацию гуманитарной, социально-педагогической, экологической и этико-эстетической познавательной активности, направленной на общественное созидание, заботу о природе и сохранение красоты в пространстве городской агломерации, а также в сельской местности;
– профилактику социальной дезадаптации и когнитивного диссонанса личности обучающихся на основе творчества и этико-эстетических методик воспитания и образования.
Для реализации поставленных задач «Творческая лаборатория этики и эстетики» организует и принимает участие в следующих видах воспитательной, образовательной, научно-педагогической деятельности:
– координирование тематических направлений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» в МБУДО ЦРТДиЮ «Спутник»;
– социально-педагогические, культурно-просветительские, физкультурно-оздоровительные мероприятия, акции и конкурсы в пределах непосредственной компетенции (согласно федеральному календарному плану воспитательной работы, программе воспитательной работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», планам городских и областных мероприятий, плану воспитательной работы и программе воспитания учреждения);
– научно-исследовательская, научно-методическая, проектная деятельность;
– художественные выставки, тематические экскурсии, театрализованные и музыкальные представления, поэтические и творческие встречи и вечера;
– научно-педагогические и философские беседы, круглые столы, лекции, семинары и научно-практические конференции среди обучающихся и педагогов.
Воспитательно-образовательное целеполагание и постановка задач осуществляются через перспективу воспитательно-образовательного процесса в настоящем (на сегодня: конкретное занятие, мероприятие, этап подготовки проекта) и в будущем (на завтра: неделю, месяц, учебный год, весь курс обучения и, в целом, на дальнейшее непрерывное самовоспитание и самообразование на протяжении всей жизни). Исходя из гуманно-личностного общеразвивающего целеполагания в контексте актуализации педагогического процесса в «настоящем времени» как когнитивного качества и ценностного ориентира, для субъекта познания следует типологизация частных познавательно-образовательных задач:
1. личностно-коллективные (психофизиологическая устойчивость, творческая личностно-коллективная самоактуализация);
2. специальные (знания, умения, навыки, компетенции);
3. социализационные (социокультурная и природосообразная творческая адаптация).
Для педагогического процесса «настоящее время» имеет основополагающее значение. Оно аккумулирует в себе как прошлое, так и будущее. Потому междисциплинарное гуманитарное смыслообразование и творческое целеполагание определенно важны и необходимы в конкретное время, в котором осуществляется учебно-воспитательный процесс и, главное, происходит личностное становление обучающихся – прообразов людей завтрашнего дня, а также формируется социально-психологическая атмосфера отдельно взятого коллектива – прообраза будущего общества. «Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива» [2, с. 29], – в этом видел целеполагающую суть воспитания Антон Семенович Макаренко.
Творческое этико-эстетическое переживание конкретного познавательного события в контексте эмоционально насыщенной, положительной атмосферы коллективного педагогического творчества – это значимый, неотъемлемый компонент педагогической деятельности. Общее планирование учебно-воспитательной работы учреждения и конкретный учебно-тематический или календарно-тематический план отдельно взятой дисциплины – это ориентир и опорная дидактическая структура комплексной учебно-воспитательной деятельности. Но они будут эффективными лишь при их включении в «настоящее время» для жизни и дел человека в коллективе и соотнесении с повседневным социокультурным опытом и практикой жизнедеятельности со стороны всех субъектов социально-педагогического, социализирующего пространства.
Коллективная педагогическая деятельность обучающих и обучающихся, воспитателей и воспитанников сопутствует их взаимообогащающемуся психофизиологическому развитию и творческой компетентности. А творческая актуализация полученных компетенций через познавательную активность в совместном педагогическом пространстве стабилизирует потребностно-мотивационную структуру педагогов и обучающихся и формирует устойчивую ценностно-оценочную основу как для текущего индивидуально-личностного состояния, так и для последующей непрерывной социализации.
1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
2. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
3. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. – М.: Знание, 1978. – 96 с.
4. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – 239 с.
5. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 2 т. – Т. 2. – М.: Просвещение, 1964. – 476 с.