Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents an analysis of patriotic education based on military traditions, valor and honor. The relevance of the article lies in considering the role of symbols in the minds of young people, which accompany events dedicated to the memorable days of the Armed Forces and historical periods. Nowadays, the process of educating a new generation and the formation of ideological stability is one of the most basic and important topics of the development of modern society. Traditions that support the integrity, preservation of culture and spirituality have played a key and integral role in everyday life and education throughout the history of our country.

Keywords:
army, traditions, military valor, honor, combat activity, education
Text
Publication text (PDF): Read Download

«Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы – как дерево без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени – с их нелегкой и сложной судьбой», – завещал нам писатель Валентин Пикуль [3].

Одним из традиционных институтов является армия - символ воинской доблести, дисциплины и мужества. Именно она представляет собой носитель прочных духовных традиций и патриотизма. Военная деятельность всегда была неотъемлемой частью истории и культуры различных народов, и передача воинских традиций служит как способом сохранения этого наследия, так и обучением будущих защитников нации. Через воинские традиции молодежь учится ценить и любить Родину, уважать старших, развивать лидерские качества, трудолюбие и ответственность. Они также помогают формировать чувство коллективизма и солидарности, что является важным в военной службе.

Воинские традиции – исторически сложившиеся, обусловленные спецификой воинской службы фундаментальные идеи, детерминирующие определенную модель поведения военнослужащего и передающиеся из поколения в поколение. Эти обычаи придают смысл, действиям военнослужащих, ориентируя их на достижение государственно-значимых целей, создание и обеспечение устойчивости механизмов саморегуляции и саморазвития общественной жизни, в том числе и духовной.

Традиции глубоко уходят своими корнями в историю человечества и берут своё начало с моменты формирования различных вооружённых отрядов по защите родной земли от чужаков. Именно поэтому, с учетом многих исторических событий, в каждой стране постепенно появлялись свои военные обычаи и ритуалы, которые дошли и до наших дней. Также традиции зависят не только от географического местоположения, но и от вида и рода войск. Итак, уже в ранние исторические периоды было осознано мобилизующее значение воинских традиций, которые активно использовались в сплочении воинских коллективов, формировании высоких патриотических чувств, воспитании верности воинскому долгу, доблести и чести русских воинов. Стержнем этих традиций, по заключению В.П. Масягина, был патриотизм, сформировавшийся на глубокой духовно-нравственной основе – любви к Родине [2, с. 40]. Они передаются через исторические события, памятные даты, традиционные обряды и обычаи. Обучение военным наукам, изучение военной истории, участие в военно-патриотических мероприятиях способствует формированию уважения к военной профессии и стимулирует молодых людей к служению Отечеству. Воинские традиции играют важную роль в воспитании будущих защитников Отечества, тем самым способствуя укреплению обороноспособности страны и формированию патриотизма у молодого поколения. Важно отметить, что воинские традиции не только способствуют формированию военной готовности и гражданской ответственности, но и играют ключевую роль в развитии характера и духовности личности.

По мнению Шайкина В.А., воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей, за которые плечом к плечу борются народ и армия. По его мнению, воинские ритуалы также охватывают три основные сферы воинских отношений – сферу боевой деятельности, сферу учебно-боевой деятельности и сферу повседневной деятельности. В качестве примеров он приводит следующее:

– в сфере боевой деятельности – принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.;

– в сфере учебно-боевой деятельности – заступление на боевую службу, строевые смотры, общие вечерние поверки, развод и смену караулов и др.;

– в сфере повседневной деятельности – торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части и учреждения [5].

Чрезмерное внимание культуре и истории своей страны, к её подвигам и победам, помогает молодым людям постигнуть важность понятий, как героизм, самоотверженность, справедливость и патриотизм. Воинская доблесть включает в себя героизм, смелость и отвагу, а также способность справляться с трудностями и испытаниями. Стремление к доблести побуждает людей к самопожертвованию, готовности рисковать ради блага общества и своей страны. Честь, в свою очередь, представляет собой нравственное достоинство, честное и благородное поведение, принципиальность и ответственность за свои поступки. Люди, обладающие честью, готовы отстаивать свою честность и достоинство, соблюдать нравственные принципы и ценности. Воинские традиции могут вдохновлять молодежь на самореализацию, на поиск своей собственной миссии. Кроме того, изучение военной истории позволяет понять ценность мира и важность сохранения мирных отношений между народами. Понимание того, какие усилия и жертвы принесли люди, защищая свою страну, помогает ценить мирное время и стремиться к его сохранению. Воинская доблесть и честь давно являются символами патриотического воспитания во многих культурах и странах. Эти качества отражают высокие моральные и духовные идеалы, которые позволяют человеку проявить самоотверженность, мужество, преданность и готовность защищать свою Родину.

Патриотическое воспитание на основе воинской доблести и чести способствует формированию у человека сильного характера, высоких нравственных принципов, уважения к своей стране, ее истории и культуре. Эти символы вдохновляют на принятие вызовов, на преодоление трудностей и на защиту своего Отечества в любых условиях. Именно они являются основными ценностями патриотического воспитания, поскольку они отражают высокие нравственные принципы и идеалы, которые должен придерживаться каждый гражданин своей страны [1].

Патриотическое воспитание направлено на формирование у людей глубокого чувства гордости за свою страну, уважения к ее истории, культуре и традициям. Воинская доблесть олицетворяет бескорыстие, отвагу и готовность жертвовать собой во имя общего блага, защищая свою Родину от внешних угроз и опасностей. Символы воинской доблести и чести, такие как медали, знамена, памятники, играют важную роль в формировании национального самосознания. Они напоминают о подвигах и жертвах предков, о необходимости бережно охранять историческое наследие и защищать духовные, моральные и социальные ценности. Патриотическое воспитание, основанное на воинской доблести и чести, формирует у человека чувство принадлежности к своей стране и готовность действовать в ее интересах. Оно помогает каждому гражданину стать достойным представителем своей нации и принести пользу обществу и государству.

Таким образом, воинские традиции представляют собой не просто культурное наследие, а мощный источник воспитания патриотов, которые готовы при необходимости стать защитниками своей Родины и сохранить ее независимость и свободу. Одним из важных аспектов передачи воинских ценностей является уважение к старшему поколению и поддержание связи между ветеранами и молодежью. Ветераны войн и военной службы играют важную роль в передаче опыта, ценностей и мудрости. Общение с ветеранами, выезд на мероприятия памяти, участие в военно-исторических клубах позволяют молодым людям лучше понять и оценить вклад предыдущих поколений в обеспечение мира и безопасности. Эти встречи также помогают сохранять наследие военных традиций через живые рассказы о прошлом.

Кроме того, важным элементом военного воспитания является участие молодежи в военно-патриотических мероприятиях, как, например, парады, военно-спортивные игры, туристические походы к памятникам воинской славы и другие. Эти мероприятия способствуют формированию духовной связи поколений и укреплению патриотических чувств.

Хочется подчеркнуть, что понимание военной истории и наследия позволяет людям уважать и ценить мирное время, принимать ответственные решения, осознавая последствия военных конфликтов. Воинские традиции учат уважению к жизни, свободе и достоинству человека. Кроме того, изучение военной деятельности и традиций помогает развивать у молодых людей качества лидерства, организаторские способности, дисциплину, самоконтроль и принятие решений в условиях стресса. Воинские ценности также способствуют формированию правильного мировоззрения и позитивного отношения к служению обществу и государству. Использование воинских традиций в образовательном процессе и воспитании позволяет создать крепкую основу для духовного и нравственного развития молодежи. Это помогает формированию целостной личности, способной принимать вызовы современного мира с мудростью и достоинством, смотреть в будущее с оптимизмом и надеждой.

Таким образом, воинские традиции, примеры воинской доблести и чести играют очень важную роль в формировании характера, мировоззрения и патриотических чувств у молодого поколения, способствуя укреплению общественной гармонии и единства национального духа, они служат своеобразным фундаментом для стабильности и процветания общества в целом. Воинская доблесть, как качество храбрости, мужества и самопожертвования, является основой для формирования патриотических устремлений у людей. Традиции вооруженных сил тесно переплетены с историей государства, их символика и обряды способствуют сохранению национальной идентичности и единения народа.

References

1. Voprosy voinskogo vospitaniya. – Sbornik statey. – M., Voenizdat, 1985. – 178 s.

2. Masyagin V.P. Vospitanie oficerov korablya na tradiciyah VMF Rossii: dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. – Moskva, 1996. – 290 s.

3. O dolge i chesti voinskoy v Rossiyskoy Armii. – Sobranie materialov, dokumentov i statey. – M., Voenizdat, 1990. – 368 s.

4. Patrioticheskoe vospitanie voennosluzhaschih na tradiciyah Rossiyskoy armii / pod red. V.A. Avdeeva. – M.: Voen. un-t, 1997. – S. 97-104.

5. Shaykin V.I. Voenno-istoricheskiy sbornik. Desantnaya ideologiya – osnova pobedonosnyh tradiciy. – Ryazan', Tipografiya RVVDKU, 2013. – S. 13.

Login or Create
* Forgot password?