ВОИНСКИЕ ДОБЛЕСТИ И ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен анализ патриотического воспитания, основанный на воинских традициях, доблести и чести. Актуальность статьи заключается в рассмотрении роли символов в сознании молодежи, которые сопровождают мероприятия, посвященные памятным дням Вооруженных сил и историческим периодам. В наше время процесс воспитания нового поколения и формирование мировоззренческой устойчивости является одной из самых основных и важных тем развития современного общества. Ключевую и неотъемлемую роль в повседневной жизни и воспитании на протяжении всей истории нашей страны играют традиции, которые поддерживают целостность, сохранение культуры и духовности.

Ключевые слова:
армия, традиции, воинская доблесть, честь, боевая деятельность, воспитание
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

«Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы – как дерево без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени – с их нелегкой и сложной судьбой», – завещал нам писатель Валентин Пикуль [3].

Одним из традиционных институтов является армия - символ воинской доблести, дисциплины и мужества. Именно она представляет собой носитель прочных духовных традиций и патриотизма. Военная деятельность всегда была неотъемлемой частью истории и культуры различных народов, и передача воинских традиций служит как способом сохранения этого наследия, так и обучением будущих защитников нации. Через воинские традиции молодежь учится ценить и любить Родину, уважать старших, развивать лидерские качества, трудолюбие и ответственность. Они также помогают формировать чувство коллективизма и солидарности, что является важным в военной службе.

Воинские традиции – исторически сложившиеся, обусловленные спецификой воинской службы фундаментальные идеи, детерминирующие определенную модель поведения военнослужащего и передающиеся из поколения в поколение. Эти обычаи придают смысл, действиям военнослужащих, ориентируя их на достижение государственно-значимых целей, создание и обеспечение устойчивости механизмов саморегуляции и саморазвития общественной жизни, в том числе и духовной.

Традиции глубоко уходят своими корнями в историю человечества и берут своё начало с моменты формирования различных вооружённых отрядов по защите родной земли от чужаков. Именно поэтому, с учетом многих исторических событий, в каждой стране постепенно появлялись свои военные обычаи и ритуалы, которые дошли и до наших дней. Также традиции зависят не только от географического местоположения, но и от вида и рода войск. Итак, уже в ранние исторические периоды было осознано мобилизующее значение воинских традиций, которые активно использовались в сплочении воинских коллективов, формировании высоких патриотических чувств, воспитании верности воинскому долгу, доблести и чести русских воинов. Стержнем этих традиций, по заключению В.П. Масягина, был патриотизм, сформировавшийся на глубокой духовно-нравственной основе – любви к Родине [2, с. 40]. Они передаются через исторические события, памятные даты, традиционные обряды и обычаи. Обучение военным наукам, изучение военной истории, участие в военно-патриотических мероприятиях способствует формированию уважения к военной профессии и стимулирует молодых людей к служению Отечеству. Воинские традиции играют важную роль в воспитании будущих защитников Отечества, тем самым способствуя укреплению обороноспособности страны и формированию патриотизма у молодого поколения. Важно отметить, что воинские традиции не только способствуют формированию военной готовности и гражданской ответственности, но и играют ключевую роль в развитии характера и духовности личности.

По мнению Шайкина В.А., воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей, за которые плечом к плечу борются народ и армия. По его мнению, воинские ритуалы также охватывают три основные сферы воинских отношений – сферу боевой деятельности, сферу учебно-боевой деятельности и сферу повседневной деятельности. В качестве примеров он приводит следующее:

– в сфере боевой деятельности – принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.;

– в сфере учебно-боевой деятельности – заступление на боевую службу, строевые смотры, общие вечерние поверки, развод и смену караулов и др.;

– в сфере повседневной деятельности – торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части и учреждения [5].

Чрезмерное внимание культуре и истории своей страны, к её подвигам и победам, помогает молодым людям постигнуть важность понятий, как героизм, самоотверженность, справедливость и патриотизм. Воинская доблесть включает в себя героизм, смелость и отвагу, а также способность справляться с трудностями и испытаниями. Стремление к доблести побуждает людей к самопожертвованию, готовности рисковать ради блага общества и своей страны. Честь, в свою очередь, представляет собой нравственное достоинство, честное и благородное поведение, принципиальность и ответственность за свои поступки. Люди, обладающие честью, готовы отстаивать свою честность и достоинство, соблюдать нравственные принципы и ценности. Воинские традиции могут вдохновлять молодежь на самореализацию, на поиск своей собственной миссии. Кроме того, изучение военной истории позволяет понять ценность мира и важность сохранения мирных отношений между народами. Понимание того, какие усилия и жертвы принесли люди, защищая свою страну, помогает ценить мирное время и стремиться к его сохранению. Воинская доблесть и честь давно являются символами патриотического воспитания во многих культурах и странах. Эти качества отражают высокие моральные и духовные идеалы, которые позволяют человеку проявить самоотверженность, мужество, преданность и готовность защищать свою Родину.

Патриотическое воспитание на основе воинской доблести и чести способствует формированию у человека сильного характера, высоких нравственных принципов, уважения к своей стране, ее истории и культуре. Эти символы вдохновляют на принятие вызовов, на преодоление трудностей и на защиту своего Отечества в любых условиях. Именно они являются основными ценностями патриотического воспитания, поскольку они отражают высокие нравственные принципы и идеалы, которые должен придерживаться каждый гражданин своей страны [1].

Патриотическое воспитание направлено на формирование у людей глубокого чувства гордости за свою страну, уважения к ее истории, культуре и традициям. Воинская доблесть олицетворяет бескорыстие, отвагу и готовность жертвовать собой во имя общего блага, защищая свою Родину от внешних угроз и опасностей. Символы воинской доблести и чести, такие как медали, знамена, памятники, играют важную роль в формировании национального самосознания. Они напоминают о подвигах и жертвах предков, о необходимости бережно охранять историческое наследие и защищать духовные, моральные и социальные ценности. Патриотическое воспитание, основанное на воинской доблести и чести, формирует у человека чувство принадлежности к своей стране и готовность действовать в ее интересах. Оно помогает каждому гражданину стать достойным представителем своей нации и принести пользу обществу и государству.

Таким образом, воинские традиции представляют собой не просто культурное наследие, а мощный источник воспитания патриотов, которые готовы при необходимости стать защитниками своей Родины и сохранить ее независимость и свободу. Одним из важных аспектов передачи воинских ценностей является уважение к старшему поколению и поддержание связи между ветеранами и молодежью. Ветераны войн и военной службы играют важную роль в передаче опыта, ценностей и мудрости. Общение с ветеранами, выезд на мероприятия памяти, участие в военно-исторических клубах позволяют молодым людям лучше понять и оценить вклад предыдущих поколений в обеспечение мира и безопасности. Эти встречи также помогают сохранять наследие военных традиций через живые рассказы о прошлом.

Кроме того, важным элементом военного воспитания является участие молодежи в военно-патриотических мероприятиях, как, например, парады, военно-спортивные игры, туристические походы к памятникам воинской славы и другие. Эти мероприятия способствуют формированию духовной связи поколений и укреплению патриотических чувств.

Хочется подчеркнуть, что понимание военной истории и наследия позволяет людям уважать и ценить мирное время, принимать ответственные решения, осознавая последствия военных конфликтов. Воинские традиции учат уважению к жизни, свободе и достоинству человека. Кроме того, изучение военной деятельности и традиций помогает развивать у молодых людей качества лидерства, организаторские способности, дисциплину, самоконтроль и принятие решений в условиях стресса. Воинские ценности также способствуют формированию правильного мировоззрения и позитивного отношения к служению обществу и государству. Использование воинских традиций в образовательном процессе и воспитании позволяет создать крепкую основу для духовного и нравственного развития молодежи. Это помогает формированию целостной личности, способной принимать вызовы современного мира с мудростью и достоинством, смотреть в будущее с оптимизмом и надеждой.

Таким образом, воинские традиции, примеры воинской доблести и чести играют очень важную роль в формировании характера, мировоззрения и патриотических чувств у молодого поколения, способствуя укреплению общественной гармонии и единства национального духа, они служат своеобразным фундаментом для стабильности и процветания общества в целом. Воинская доблесть, как качество храбрости, мужества и самопожертвования, является основой для формирования патриотических устремлений у людей. Традиции вооруженных сил тесно переплетены с историей государства, их символика и обряды способствуют сохранению национальной идентичности и единения народа.

Список литературы

1. Вопросы воинского воспитания. – Сборник статей. – М., Воениздат, 1985. – 178 с.

2. Масягин В.П. Воспитание офицеров корабля на традициях ВМФ России: диссертация кандидата педагогических наук. – Москва, 1996. – 290 с.

3. О долге и чести воинской в Российской Армии. – Собрание материалов, документов и статей. – М., Воениздат, 1990. – 368 с.

4. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии / под ред. В.А. Авдеева. – М.: Воен. ун-т, 1997. – С. 97-104.

5. Шайкин В.И. Военно-исторический сборник. Десантная идеология – основа победоносных традиций. – Рязань, Типография РВВДКУ, 2013. – С. 13.

Войти или Создать
* Забыли пароль?