SPIRITUAL VALUES AS THE MOST IMPORTANT ASPECT OF THE FORMATION OF REGIONAL IDENTITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article, using the example of the South Russian historical and cultural region, an attempt is made to identify the role of the most important spiritual values: language, traditional rituals, mythological ideas in the formation of a person’s regional identity.

Keywords:
spiritual values, regional identity, South Russian region
Text
Publication text (PDF): Read Download

Понятие «идентичность» включает в себя широчайший спектр различных элементов деятельности человека и общества. При этом индивиду свойственна принадлежность множеству идентичностей одновременно. Среди этого множества особую значимость представляет региональная идентичность, поскольку именно она выступает в качестве основы формирования норм поведения и системы ценностей населения, проживающего в регионе [3, с. 38]. Что же включает в себя понятие «региональная идентичность»? По мнению ряда современных исследователей, к его содержанию можно отнести местную интерпретацию истории страны, локальные традиции региона, предания, фольклор, мифы, язык [Там же, 5].

Данная работа посвящена региональной идентичности русских Южнорусской историко-культурной зоны. Специфика освоения этой территории, географические условия, обилие происходящих здесь этнических контактов легли в основу этнокультурной консолидации южнорусского населения и способствовали выработке в его культуре и традициях, помимо общерусских черт, специфических особенностей, подчеркивающих принадлежность их носителей именно к данному историко-культурному ареалу. Некоторые из этих особенностей, сохранившись до наших дней, демонстрируют поразительную устойчивость и неизменность даже в условиях стремительно меняющихся современных реалий и, тем самым, являются связующим звеном современной личности с его историей и культурой.

В первую очередь, речь идет важнейших духовных ценностях – обрядах, мифологических представлениях, диалектных особенностях. Рассмотрим наиболее яркие из них.

Отчетливое своеобразие прослеживается в ряде элементов южнорусской календарной обрядовой традиции. Так, отличительной чертой южнорусской масленичной обрядности, относящейся исследователями к «среднерусско-поволжскому» типу, является преобладание аграрной тематики, где ядро праздника составляет обычай «проводов масленицы». Варианты обряда разнообразны. Зачастую апофеоз Прощеного воскресенья – сожжение Масленицы. Однако только преимущественно в Южнорусской зоне был распространен обряд похорон Масленицы: шуточная похоронная процессия всегда сопровождалась шумом и весельем [6, с. 47]. В настоящее время в регионе сохраняется масленичная обрядовая традиция. Более того, в последние годы наблюдается ее популяризация и охотное участие людей в проведении данных обрядовых мероприятий. И если в городах празднование чаще идет по «общерусскому» сценарию, в сельской местности спорадически отмечается исконная южнорусская традиция похорон Масленицы [1, ДД. 2012, 2020].

Исключительно в Южнорусской зоне был известен особый обычай кумления в Троицкой обрядности, дополнявшиеся обрядом похорон и крещения кукушки. Для исполнения последнего специально изготавливали куклу кукушки, которую, по завершении троицких празднеств, хоронили [8, с. 200]. Традиция изготовления на Троицу кукушки сохранилась в некоторых селах региона вплоть до начала ХХI века: в 2004 году информация об этом была записана фольклорно-этнографической экспедицией ВГАИ в селе Полубяновка Каширского района [7, с. 42].

Своеобразием южнорусской обрядовой традиции являлось и бытование в исследуемом регионе обычая зажигания костров в навечерье Рождества, Нового года и Крещения. В Воронежской губернии их зажигали вечером на Новый год и под Крещение, и это называлось «греть родителей». В некоторых районах Тамбовской области данный обряд сохранялся еще в 1960-е гг., его называли «греть Христа» [12, с. 65; 11, с. 621]. Современные полевые исследования фиксируют данные о том, что некоторые информанты помнят о существовании в далеком прошлом таких традиций, но сам обряд уже не проводят [1].

Важнейшей духовной ценностью являются мифологические представления, которые не только отражают историю и судьбу народа, но и составляют мировоззренческую основу его культуры [9]. Многочисленные исследования южнорусской мифологии ХIХ – начала ХХ в. наглядно демонстрируют ее выразительные региональные особенности. Авторы работ второй половины ХХ – начала ХХI в., посвященных данной тематике, фиксируют бытование большинства из этих особенностей и в современных представлениях населения изучаемой историко-культурной области.

Наиболее отчетливо специфика южнорусской мифологии проявляется в наборе мифологических персонажей и их характеристиках. Так, обращает на себя внимание бытование исключительно или преимущественно в южнорусских быличках ряда особых мифологических персонажей, таких как полевой, коловерши, святочница. И если о последних в современных нарративах региона не упоминается, то о полевом – персонаже, выступающем в качестве охранителя полей, в исследуемом ареале фиксируется достаточно много рассказов и в наше время [1, 9].

Для изучаемой нами зоны характерно и отсутствие (за редким исключением) женских параллелей мужским образам и представлений о превращении духов заведомо мужского пола в существ женского пола. Тогда как для севернорусской мифологии, напротив, характерны представления о парном характере большинства мифологических персонажей, наличие женских параллелей мужским образам (домовой – домовиха и т.д.) [9].

 Наблюдается также специфика представлений, связанных с пространственной локализацией мифологических персонажей: для Южнорусской зоны более типично их обитание «над землей», тогда как для севернорусской традиции – «под землей». Так, в южнорусских нарративах основная локализация домового – чердак (потолок), местом же обитания севернорусского домового чаще всего является подполье [4, с. 120-121, 143].

Современные полевые исследования фиксирую достаточно высокую сохранность мифологических мотивов в нарративах современного населения изучаемого региона. При этом речь идет не только об общерусских представлениях, но и сохранении той специфики, которая на протяжении веков была присуща исключительно южнорусским быличкам. Так, в рассказе одной из жительниц Таловского района Воронежской области, переехавшей на изучаемую территорию в юности, говорится, что «на Севере полевых нет, он только здесь водится», то есть наблюдается четкая географическая привязанность персонажа к конкретному региону. То же касается представлений о домовом: все свои шалости, описанные в местных нарративах, персонаж совершает исключительно «с потолка» [1, Д. 2012].

Средством выражения мысли, передачи информации является язык. Особенности культуры, истории, традиций из поколения в поколение передаются именно им. Создавая условия для познания истоков своего народа, язык образует его этническую самобытность [13]. При этом, язык содержит как общие компоненты культуры народа, так и своеобразные элементы, присущие определенным культурным общностям, жителям некой территории, региона.

Не является исключением и рассматриваемый нами Южнорусский регион, входящий в зону распространения выделенного диалектологами южнорусского наречия по ряду общих черт. На фонетическом уровне таковыми являются: так называемые аканье, яканье, иканье, глухое г, не смешение ц и ч. Основными грамматическими особенностями южнорусского наречия выступают: образование формы родительного и винительного падежа личных местоимений 1-го и 2-го лица, а так же возвратного местоимения с окончанием – е; в третьем лице единственного и множественного числа глаголов флексия оканчивается смягченным т (если только этот звук вообще сохраняется во флексии); инфинитивы на согласный типа несть, плесть, идить в соответствии с нести, плести, идти. Лексические явления: ток 'площадка для молотьбы', цеп 'орудие для обмолота', корец 'сосуд, которым черпают воду', рыга 'сенной сарай', люлька 'колыбель, подвешиваемая к потолку', зипун 'мужская верхняя одежда кафтанного покроя', курогод 'хоровод', брешет 'лает' (о собаке), гребовать 'брезговать' и т.д. [10, с. 149-150].

Многие диалектизмы отчетливо заметны в процессе общения с их носителями и сегодня. Наиболее очевидно данные особенности проявляются в говоре сельского населения исследуемого ареала, но и в речи городских жителей тоже нередко встречаются [1]. При этом, даже попадая в новую среду проживания (например, при переезде в другой регион), люди зачастую на протяжении всей жизни сохраняют в памяти и используют в речи специфические черты, распространенные на территории его первоначального места жительства. Таким образом, особенности говора, являясь своеобразным маркером принадлежности человека к определенной местности, выступают, на наш взгляд, ярчайшим проявлением региональной идентичности личности.

Опираясь на современные полевые материалы, в том числе, собственные, отметим, что в настоящее время определенное своеобразие важнейших духовных ценностей, таких как

обряды, мифологические представления, диалектные особенности в изучаемом регионе во многом сохранено. В отличие от традиционных элементов материальной культуры – южнорусского жилища или народного костюма, представления о которых существуют на сегодняшний день лишь в памяти людей, диалектизмы, мифы, ряд компонентов обрядовой традиции не только «живут» в народе сегодня, но и воспринимаются как «местные», «наши», «здешние». Такая устойчивость и привязанность к определенной территории демонстрирует всю силу и значимость традиционных духовных ценностей в жизни людей, потребность человека в осознании причастности к той или иной культуре, и тем самым, к пониманию своей социокультурной идентичности, в сложной конструкции которой региональная идентичность занимает важнейшее место. Осознание такой идентичности прививает человеку чувство принадлежности к определенной общности и территории, ощущение «дома», ясность в поиске «себя», и очень важно не утратить это в условиях непрерывного нарастания процессов глобализации в современном мире. Именно поэтому необходимо сохранять существующие и, по возможности, восстанавливать утраченные исконные элементы духовной культуры, которые не только участвуют в формировании региональной идентичности, но и составляют, на наш взгляд, ее фундаментальную основу.

References

1. Arhiv uchebnoy-nauchnoy laboratorii "Etnografiya Central'no-Chernozemnyh oblastey Rossii" VGU. Titova O.Yu. 2003, 2007, 2008, 2012, 2020. Voronezhskaya oblast'.

2. Velikorus v svoih pesnyah, obryadah, obychayah, verovaniyah, skazkah, legendah i t.p.: v 2 t. / sobr. P. V. Sheynom. – SPb.: Imp. akad. nauk, 1898-1900. – 2 t.

3. Dzyakovich E.V. Lokal'nye identichnosti v kontekste sociokul'turnoy dinamiki rossiyskih regionov: avtoref. dis. ... dokt. kul'turologii. – M.: MGIKI, 2011 – 46 s.

4. Dynin V. I. Narodnye verovaniya russkih Evropeyskoy chasti Rossii XIX-HH vekov: sravnitel'no-geograficheskoe issledovanie. – Voronezh: Istoki, 2004. – 228 s.

5. Mahinin A.N., Kovalenko M.S. Regional'naya identichnost' kak vid sociokul'turnoy identichnosti: problemy opisaniya i diagnostiki // Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. №3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-identichnost-kak-vid-sotsiokulturnoy-identichnosti-problemy-opisaniya-i-diagnostiki (Data obrascheniya: 18.04.2024).

6. Nosova G.A. Kartografirovanie russkoy maslenichnoy obryadnosti: na materialah XIX – nachala HH veka // Sovetskaya etnografiya. – 1969. – № 5. – S. 46–51.

7. Puhova T.F., Sidyakina E.N. Ob etnograficheskom svoeobrazii sel Kashirskogo rayona Voronezhskoy oblasti // Etnografiya Central'nogo Chernozem'ya Rossii: sbornik nauchnyh trudov. – Voronezh: Istoki, 2004. – Vyp. 4. – S. 40–46.

8. Sokolova V.K. Vesenne-letnie kalendarnye obryady russkih, ukraincev i belorusov XIX – nachalo HH v. – M.: Nauka, 1979. – 287 s.

9. Titova O.Yu. Areal'noe issledovanie mifologicheskih predstavleniy russkih Central'nogo Chernozem'ya (konec 19 – nachalo 21 veka): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. – M.: IEA RAN, 2015. – 28 s.

10. Titova O.Yu. K voprosu ob etnokul'turnyh osobennostyah yuzhnorusskogo naseleniya // Duhovno-nravstvennoe obrazovanie i patrioticheskoe vospitanie: tradicii i perspektivy: Sbornik nauchnyh trudov po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Voronezh, VGLTU, 2023. – S. 149-154.

11. Tul'ceva L.A. Kalendarnye prazdniki i obryady // Russkie. – M., 1999. – S. 616 –647.

12. Chicherov V.I. Zimniy period russkogo zemledel'cheskogo kalendarya XVI–XIX vekov: ocherki po istorii narodnyh verovaniy // Trudy In-ta etnografii AN SSSR. – M., 1957. – T. 40. – 237 s.

13. Shaaly A.S. Istoricheskaya pamyat' kak otrazhenie etnicheskogo samosoznaniya // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. – Social'nye i gumanitarnye nauki. – 2010. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat-kak-otrazhenie-etnicheskogo-samosoznaniya (data obrascheniya: 13.04.2024).

14. Yuhimec M.V. Vliyanie processa mifologizacii na transformaciyu kul'turnoy identichnosti v usloviyah globalizacii // Kazanskiy vestnik molodyh uchenyh. – 2021. – T. 5. – № 2. – S. 175-181.

Login or Create
* Forgot password?