Abstract and keywords
Abstract (English):
This article proposes a functional model of an information system for a car repair shop, made using the IDEF0 methodology. Contextual diagrams of the auto repair shop's activities have been developed, in which the system is presented in the form of interconnected and interacting blocks that display the processes and actions occurring in the system. The use case diagram is made using UML notation, reflecting the relationships between users of the system.

Keywords:
functional model, use case diagram, information systems design, tree nodes, auto repair shop activity, relational model
Text
Text (PDF): Read Download

Предприятия, работающие в сфере диагностики и ремонта автомобилей, существуют в условиях высокой конкуренции. Большинство предприятий для повышения своей конкурентоспособности используют информационные системы, позволяющие в несколько раз ускорить процесс обработки информации и выдачи результата. При моделировании информационной системы для автомастерской использовалась методология IDEF0. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма, описывающая функцию – деятельность автомастерской. Входящие стрелки задают условия для выполнения функции. Наименование и назначение стрелок контекстной диаграммы представлены в табл. 1.

 

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма «Деятельность автомастерской»

 

На рис. 2 представлена диаграмма декомпозиции «Деятельность автомастерской», в табл. 2 – наименование и назначение стрелок диаграммы.

 

 

 

Таблица 1 – Стрелки контекстной диаграммы А–0

Наименование стрелки

Назначение

Новый заказ

Заказ, поступивший в автомастерскую

Запчасти

Запчасти, находящиеся в автомастерской

Правило выполнения замены и установки запчастей

Свод правил, необходимый для проведения ремонтных и установочных работ

Выполненный заказ

Итоговый выполненный заказ

Сотрудники

Сотрудники, находящиеся в штате автомастерской

 

Рисунок 2 – Диаграмма декомпозиции А–0

 

Таблица 2 – Стрелки диаграммы декомпозиции А – 0

Наименование стрелки

Назначение

Составление акта приема-передачи автомобиля

Составление документации о приеме-передаче автомобиля, в которой указывается информация о сотруднике автомастерской, принявшем заказ, о владельце и поступившем автомобиле

Проверка выполненной работы и передача владельцу

Проверка специалистом выполненных работ по ремонту автомобиля и передача его владельцу

На рис.3 представлена диаграмма «Прием и оформление заказа», связи системы – в табл. 3.

 

Рисунок 3 – Диаграмма «Прием и оформление заказа» А–1

 

Таблица 3 – Стрелки диаграммы «Прием и оформление заказа»

Наименование стрелки

Назначение

Сопоставление запчастей и работ, оплата заказа

Проверка наличия запчастей, потраченное количество запчастей на выполнение работ, оплата заказа владельцем автомобиля

 

Диаграммы «Выполнение необходимых работ», «Вывод отчетной документации» представлены на рис. 4, 5 соответственно. Наименование и назначение стрелок диаграмм представлено в табл. 4, 5.

 

Рисунок 4 – Диаграмма «Выполнение необходимых работ»

 

Таблица 4 – Стрелки диаграммы «Выполнение необходимых работ»

Наименование стрелки

Назначение

Проделанная работа

Перечень проделанных работ над автомобилем

 

Рисунок 5 – Диаграмма «Вывод отчетной документации»

 

Таблица 5 – Стрелки диаграммы «Вывод отчетной документации»

Наименование стрелки

Назначение

 

Гарантийные обязательства

Конечный процесс выполнения работ, составление документации, выдача гарантий на запчасти и работы, последующая проверка специалистом

 

Диаграмма дерева узлов «Деятельность автомастерской» представлена на рис. 6.

 

Рисунок 6 – Диаграмма дерева узлов «Деятельность автомастерской»

 

Диаграмма прецедентов, отражающая отношения между пользователями системы, выполнена посредством нотации UML (рис. 7).

 

Рисунок 7 – Диаграмма прецедентов ИС автомастерской

 

Реляционная модель базы данных проектируемой системы для автомастерской реализована в СУБД Access и представлена на рис. 8.

Рисунок 8 – Реляционная модель базы данных

References

1. Skvorcova, T. V. Razrabotka modeli ocenki urovnya znaniy obuchaemogo / T. V. Skvorcova, V. S. Vihrov, S. V. Frolov // Modelirovanie informacionnyh sistem : Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Voronezh, 19–20 maya 2021 goda. – Voronezh, 2021. – S. 286-293.

2. Yagodkin A.S., Zol'nikov V.K., Skvorcova T.V., Achkasov A.V., Kuznecov S.A., Makarenko F.V. Razrabotka algoritmov i programm analiza elektricheskih harakteristik BIS // Modelirovanie sistem i processov. - 2022. - T. 15, № 3. - S. 136-148.

3. Chevychelov, Yu. A. Informacionnye tehnologii : uchebnoe posobie po napravleniyu podgotovki 35.03.02 Tehnologiya lesozagotovitel'nyh i derevopererabatyvayuschih proizvodstv / Yu. A. Chevychelov, T. V. Skvorcova, I. S. Kuscheva. – Voronezh, 2021. – 151 s.

4. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registracii programmy dlya EVM № 2021682131 Rossiyskaya Federaciya. Programmnyy modul' informacionnoy sistemy upravleniya zakazami v avtomasterskoy : № 2021682055 : zayavl. 30.12.2021 : opubl. 30.12.2021 / T. V. Skvorcova, V. S. Vihrov, T. N. Storodubceva ; zayavitel' Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Voronezhskiy gosudarstvennyy lesotehnicheskiy universitet imeni G.F. Morozova".

5. Razrabotka obuchayuschey sistemy dlya uglublennogo izucheniya discipliny "Informacionnye sistemy upravleniya" / V. K. Zol'nikov, T. V. Skvorcova, A. S. Yagodkin [i dr.] // Modelirovanie informacionnyh sistem i tehnologiy : Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Voronezh, 27 oktyabrya 2022 goda / otv. red. V.K. Zol'nikov, S.A. Evdokimova. – Voronezh, 2022. – S. 120-129.

6. Poluektov A.V., Makarenko F.V., Yagodkin A.S. Ispol'zovanie storonnih bibliotek pri napisanii programm dlya obrabotki statisticheskih dannyh // Modelirovanie sistem i processov. – 2022. – T. 15, № 2. – S. 33-41.

Login or Create
* Forgot password?