сотрудник
Воронеж, Россия
Россия
В основе любой информационной системы лежит набор данных, который может устанавливать входные параметры системы, определять или рассчитывать итоговые показатели эффективности функционирования протекающих процессов, отделов, организаций, предприятий и др., которые определяет предметная область. Таким образом организация данных напрямую влияет на эффективность системы. В данной работе организация данных рассмотрена на конкретном примере магазина автозапчастей.
СУБД, модель базы данных, информационная система, магазин автозапчастей
Организованный по определенным правилам набор данных является базой данных. Работа с базами данных происходит в специальных программных средствах – СУБД.
Информационная система для магазина автозапчастей создавалась с целью минимизации затрат на приобретение готовых решений, в условиях санкций иностранных разработчиков, которые применены в настоящий момент или могут быть введены в будущем, в отношении организаций, работающих на территории Российской Федерации.
Реляционная модель базы данных представлена на рисунке 1. Она включает в себя восемь таблиц: Пользователи, Марка, Модель, Тип запчасти, Запчасть, Заказ, Чек.
Рисунок 1 – Реляционная модель базы данных информационной системы
для магазина автозапчастей
Таблица Пользователи содержит следующую информацию [4]:
- ID – уникальный идентификатор пользователя.
- Login – идентификатор учетной записи, используемый совместно с паролем для входа в информационную систему, в случае присвоенного типа manager или admin.
- ФИО – фамилия, имя и отчество пользователя.
- Пароль – аутентификатор учетной записи, используемый совместно с логином для входа в информационную систему.
- Тип – тип учетной записи, который определяет права и возможности пользователя, при работе с информационной системой, в случае присвоения manager или admin.
- E-mail – электронная почта пользователя.
- Телефон – телефон пользователя.
- Последняя активность – дата и время последней активности пользователя.
Таблица Марки содержит следующую информацию:
- ID – уникальный идентификатор марки автомобиля.
- Название – название марки автомобиля.
- Страна – страна изготовителя автомобиля.
Таблица Модели содержит следующую информацию:
- ID – уникальный идентификатор модели автомобиля.
- ID марки – уникальный идентификатор марки автомобиля.
- Название – название модели автомобиля.
- Поколение – поколение автомобиля.
Таблица Тип запчасти содержит следующую информацию:
- ID – уникальный идентификатор типа запчасти.
- Название – название запчасти автомобиля.
Таблица Поставщик содержит следующую информацию:
- ID – уникальный идентификатор поставщика запчасти.
- Название – название поставщика.
- Страна – страна нахождения поставщика.
Таблица Запчасть содержит следующую информацию:
- ID – уникальный идентификатор запчасти.
- ID модели – уникальный идентификатор модели автомобиля.
- ID типа – уникальный идентификатор типа запчасти.
- ID поставщика – уникальный идентификатор поставщика запчасти.
- Название – название запчасти.
- Стоимость – стоимость запчасти.
- Количество – количество запчастей к заказу.
Содержание таблицы Запчасть включает в себя, как распространенные расходные материалы (масло моторное, свечи зажигания, фильтры и т.п.), так и электронные системы управления, специализированные присадки топлива [1,5].
Таблица Заказ содержит следующую информацию:
- ID – уникальный идентификатор заказа.
- ID запчасти – уникальный идентификатор запчасти.
- ID чека – уникальный идентификатор чека оплаченного заказа.
- Дата доставки – дата доставки заказа.
- Количество – общее количество запчастей в заказе.
Таблица Чек содержит следующую информацию:
- ID – уникальный идентификатор чека.
- ID клиента – уникальный идентификатор клиента.
- ID менеджера – уникальный идентификатор менеджера, который обработал заказ.
- Итоговая стоимость – итоговая сумма к оплате за заказ.
Нормализация баз данных – это процесс организации данных в базе данных для устранения избыточности и повышения эффективности их использования [2]. Этот процесс включает в себя разделение таблиц на более мелкие и связывание их между собой с помощью ключей. Модель базы данных, представленная на рисунке 1 находится, как минимум в 3НФ, что является достаточным для эффективной работы.
С целью отладки работы системы и возможности использования её удаленно на различных ПК – базу данных было принято разместить на облачном сервере [3] MySQL db4free.net.
Db4free.net – это бесплатный сервис размещения баз данных MySQL, который позволяет пользователям создавать свои собственные базы данных и управлять ими. Это некоммерческий сервис, предоставляемый разработчиками phpMyAdmin, и предназначен для использования только в целях тестирования и разработки. Пользователи могут создавать до двух баз данных для каждой учетной записи, максимальный размер каждой из которых составляет 200 МБ. Сервис доступен на нескольких языках и доступен из любой точки мира.
1. Новикова, Т. П. Электронная компонентная база современных средств управления системами автомобильного транспорта / Т. П. Новикова // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. – 2015. – Т. 2, № 2(3). – С. 803-806. – DOIhttps://doi.org/10.12737/19567.
2. Новикова, Т. П. Управление данными : лабораторный практикум / Т. П. Новикова. – Воронеж, 2022. – 106 с.
3. Новикова, Т. П. Облачные технологии – становление и перспективы развития / Т. П. Новикова, В. В. Лядов, М. В. Назаренко // Моделирование систем и процессов. – 2013. – № 1. – С. 37-39.
4. Евдокимова, С. А. Применение алгоритмов кластеризации для анализа клиентской базы магазина / С. А. Евдокимова, А. В. Журавлев, Т. П. Новикова // Моделирование систем и процессов. – 2021. – Т. 14, № 2. – С. 4-12. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2219-0767-2021-14-2-4-12.
5. Новиков, А. И. Применение нанотехнологий в автомобильном транспорте : учебное пособие / А. И. Новиков. – Воронеж, 2016. – 156 с. – ISBN 978-5-7994-0744-5.