аспирант
Воронеж, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
В статье рассмотрены основные аспекты организационной деятельности органов власти в области организации дорожного движения.
государственная всласть, закон, управление
Организационная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления региональной и городской агломераций Воронежа по организации дорожного движения (далее – ОДД) регламентируется положениями Федерального закона №443-ФЗ от 29.12.2017 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №443). [1] В данном федеральном законе определены основные принципы ОДД в Российской Федерации, которые заключаются в соблюдении интересов граждан, общества и государства при осуществлении ОДД, обеспечении социального и экономического развития территорий страны, в приоритете безопасности дорожного движения (далее – БДД) по отношению к потерям времени при движении транспортных средств (или пешеходов), в приоритете развития общественного транспорта, в создании условий для движения пешеходов и велосипедистов, в достоверности информации о мероприятиях по ОДД, своевременность ее публичного распространения, а также обеспечении экологической безопасности. [2]
Полномочия органов государственной власти субъектов страны и органов местного самоуправления в области ОДД изложены в статьях 6 и 7 ФЗ №443 соответственно. Закон определяет следующие полномочия субъекта Российской Федерации в области ОДД, которые заключаются в разработке и реализации региональной политики в области ОДД на территориях субъектов Российской Федерации, организации и мониторинге дорожного движения на автомобильных дорогах, установке (или замене, демонтаже и содержании) технических средств ОДД на автомобильных дорогах, ведении реестра парковочного пространства, осуществлении государственного контроля в сфере ОДД, утверждении нормативов финансовых затрат бюджетов на выполнение работ и оказание услуг по реализации мероприятий по ОДД, определении методики расчета размера платы за пользование парковочным пространством.
Полномочия органов местного самоуправления в области ОДД ограничены имущественной принадлежностью дорог и распространяются на дороги местного значения, так частью 1 статьи 7 ФЗ №443 определен следующий их перечень, которые заключаются в организации и мониторинге дорожного движения, ведении реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, установки (или замене, демонтаже и содержании (технических средств ОДД).
Согласно частей 1 и 3 статьи 11 ФЗ №443 органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в области ОДД, обязаны принимать меры по обеспечению эффективности ОДД посредством реализации мероприятий, включающих в себя управление распределением транспортных средств на дорогах, повышение пропускной способности дорог, оптимизацию циклов светофорного регулирования, координация работы светофорных объектов, развитие транспортной инфраструктуры, введение приоритета в движении общественного транспорта, развитие парковочного пространства, введение временных ограничения или прекращения движения транспортных средств.
Согласно части 5 статьи 9 ФЗ №443 «Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по ОДД, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, в состав которых включены документы по ОДД, в частности комплексные схемы организации дорожного движения и проекты организации дорожного движения.
На территории городской агломерации Воронежа имеются проекты ОДД для участков улично-дорожной сети (далее – УДС) городской агломерации, характеризующие их технико-эксплуатационные параметры. В Воронеже разработаны комплексные схемы ОДД на ближайшую перспективу. Разработка комплексных схем ОДД позволяет повысить эффективность работы УДС за счет повышения эффективности ОДД путем разработки актуальных мероприятий по повышению эффективности транспортной инфраструктуры.
На территории городской агломерации Воронежа организациями, уполномоченными в области ОДД являются Управление дорожного хозяйства, Управление транспорта, Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Воронеж «Центр организации дорожного движения», Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс» и Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Воронеж «Единый оператор городских пассажирских перевозок». Данные структурные подразделения созданы в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности, предоставления услуг по транспортному обслуживанию населения городской агломерации.
Организации, также уполномоченные в области ОДД агломерации Воронежа – Нововоронеж и муниципальные районы – Семилукский, Новоусманский, Каширский, Рамонский, Хохольский и Верхнехавский.
На территории Нововоронеж а и на территории муниципальных образований организациями, уполномоченными в области ОДД являются: Администрация городского округа город Нововоронеж, Отдел ЖКХ, энергетики и дорожного хозяйства администрации Семилукского муниципального района, Отдел по строительству, ЖКХ, транспорту и дорожной деятельности Новоусманского муниципального района, Отдел архитектуры, строительства, транспорта, связи и ЖКХ Каширского муниципального района, Отдел муниципального хозяйства, промышленности и дорожной деятельности Рамонского муниципального района, Отдел по строительству, архитектуре, транспорту и ЖКХ Хохольского муниципального района, Отдел по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации Верхнехавского муниципального района.
Что касается управление дорогами регионального и федерального значения, то их функционирование осуществляется органами субъекта и федеральными органами страны соответственно.
Важную роль в регламентации общественных отношений в области ОДД отводиться Федеральному закону от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который определяет понятие «организация дорожного движения» как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. При всех своих положительных сторонах данный законодательный акт не регулирует всего круга вопросов, связанных с ОДД в предложенном толковании, а ограничивается вопросами обеспечения безопасности дорожного движения без установления целевых ориентиров этой деятельности. [3]
Стоит отметить, что характеристикой деятельности органов местного самоуправления в области транспортной инфраструктуры являются ее показатели. Так протяженность автомобильных дорог городской агломерации составляет – порядка 1600 км, с твердым покрытием – в районе 1100 км, из них с усовершенствованным – около 1000 км. [4]
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения городской агломерации Воронежа, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляет 53,2%. Значительная часть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог городской агломерации Воронежа были выше темпов их восстановления и развития, что обусловлено увеличением парка автотранспортных средств и ростом интенсивности движения.
Анализируя основные аспекты организационной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации дорожного движения региональной и городской агломераций Воронежа можно сделать выводы, что органы местного самоуправления Воронежа обладают полномочиями по ОДД на дорогах местного значения и существующая система управления транспортной инфраструктурой позволяет реализовать их в полной мере, дороги федерального и регионального значения находятся в ведомстве органов государственной власти страны и области, что ограничивает деятельность органов местного самоуправления города в их отношении, без передачи соответствующих полномочий, органам местного самоуправления города необходимо проводить мероприятия по содержанию существующей УДС в нормативном состоянии. Фактическая реализация запланированных мер по организации дорожного движения, позволит повысить уровень доступности транспортной инфраструктуры и удовлетворенности населения [2, 5].
1. Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ ред. от 15.04.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гончар, М. П. Роль и эффективность комплексной схемы организации дорожного движения при введении в существующую организацию дорожного движения / М. П. Гончар // Молодой ученый. – 2020. – № 22(312). – С. 583-585.
3. Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения : Приказ Минтранса России от 26.12.2018 № 480 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Штепа, А. А. Актуализация вопросов транспортной системы Воронежа / А. А. Штепа // Перспективы развития и основные вопросы в науке : Материалы Национальной научно-практической конференции, Воронеж, 15 марта 2023 года / Отв. редактор В.А. Зеликов. – Воронеж, 2023. – С. 42-47.
5. Штепа, А. А. Транспортная и социально-экономическая характеристика городской агломерации Воронежа / А. А. Штепа // Актуальные вопросы и перспективы развития современной науки : Материалы Национальной научно-практической конференции, Воронеж, 15 марта 2022 года / Отв. редактор В.А. Зеликов. – Воронеж, 2022. – С. 76-83.