Россия
Россия
Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
В статье рассмотрены вопросы, связанные с оптимизацией светофорного регулирования, разработаны предложения с учетом внедрения интеллектуальной транспортной системы в городской агломерации, предложены участки для введения координированного управления.
координированное управление, интеллектуальная транспортная сеть, повышение пропускной способности
Мероприятия по оптимизации светофорного регулирования разработаны с учетом внедрения интеллектуальной транспортной системы Воронежской городской агломерации (в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» до 2025 гг.
В рамках мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на период до 2025 года планируется модернизация 135 светофорных объектов по адресам: ул. 9 Января, Бульвар победы, ул. Кирова, ул. Феоктистова, ул. 60 Армии, проспект Патриотов, ул. Шишкова, проспект Революции, ул. Ленина, ул. Ворошилова, ул. Краснознаменская, по адресам: ул. Лебедева, Ленинский проспект, ул. Брусилова, ул. Остужева, ул. Димитрова и др.
Внедрение интеллектуальной транспортной системы направлено на повышение эффективности функционирования транспорта и транспортной инфраструктуры городской агломерации. В результате внедрения ИТС должны быть решеные следующие задачи:
- единое управление транспортными потоками на дорогах регионального и местного значения позволит повысить эффективность работы ИТС, в полной мере учитывать маятниковые корреспонденции пригорода с городскими территориями;
- оптимизация программ управления на светофорных объектах, расширение возможностей по локальному адаптивному управлению транспортными потоками;
- применение современных методов по управлению транспортными потоками: поиск оптимального режима координированного управления группой светофорных объектов с целью минимизации транспортных издержек в целом на сети дорог (сетевое адаптивное координированное управление);
- применение сценарных планов управления движением - комбинаций методов и технологий для управления движением в границах городской агломерации при наступлении различных регламентированных событий (различные погодные явления, проведение краткосрочных мероприятий, влекущих ограничение движения на УДС, наступление внештатных событий и т.д.).
Дислокация перспективных светофорных объектов Воронежской городской агломерации ИТС представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Дислокация модернизируемых в рамках создания ИТС ВГА светофорных объектов
Интеллектуальная транспортная система в части своей функциональности должна удовлетворять следующим требованиям:
- осуществлять автоматическое переключение режимов работы светофорных объектов в зависимости от параметров транспортного потока, параметров работы ПТОП, а также выбранных сценариев работы ИТС городской агломерации, включая режимы ЧС и ВС;
- осуществлять управление длительностью сигналов светофоров для создания «зеленых волн» и «красных волн»;
- производить оценку интенсивности потока транспорта, управление его скоростью и направлением с помощью «интеллектуальных» знаков – указателей или прямых директив водителям на световых табло;
- осуществлять управление движением потоков транспорта с учетом времени суток, времени года, определенных календарных дат;
- осуществлять управление движением потоков транспорта с учетом метеосводки;
- осуществлять автоматическое переключения режимов работы светофоров в зависимости от вышеуказанных параметров;
- обеспечивать непрерывную и бесперебойную работу светофорного контроллера по выбранной программе управления светофорными объектами в течение заданного времени, и в случае возникновения сбоя переключение на аварийный режим работы, по истечении которого происходит перерасчёт, и программа возвращается в базовый режим работы.
На период до 2025 г. необходимо запланировать внедрение интеллектуальной транспортной системы Воронежской городской агломерации, в результате чего координированным управлением будет охвачено не менее 135 светофорных объектов.
На период 2025 - 2030 гг. предлагается включить в ИТС светофорных объекты на следующих участках УДС:
- бульвар Пионеров, ул. Пирогова;
- ул. Солнечная;
- ул. Матросова, ул. Грамши, ул. Героев Стратосферы, ул. Циолковского.
Рисунок 2 – Участки УДС, включаемые в координированное
управление в период 2025 – 2030 г.
Внедрение ИТС на территории г. Воронежа позволит снизить задержки транспорта на пересечениях, на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Также внедрение координированного управления на предлагаемых участках УДС позволит упорядочить движение транспорта в зависимости от загруженности УДС, что приведет к распределению транспорта на этих участках, и как следствие повысит пропускную способность городских улиц.
1. Проектирования парковочного пространства в мегаполисах с учетом топологии городов. Сподарев Р.А., Сидоров Б.А., Кубряков Е.А., Карандеев А.М. В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития современной науки. Материалы Национальной научно-практической конференции. Отв. редактор В.А. Зеликов. Воронеж, 2022. С. 47-52.
2. Особенности и рекомендации по проектированию околотратуарных и внеуличных стоянок автомобильного транспорта в г. Воронеже Сподарев Р.А., Белокуров В.П. В сборнике: Организация и безопасность дорожного движения. материалы ХIV Национальной научно-практической конференции с международным участием. Тюмень, 2021. С. 194-198.
3. Determining passenger traffic as important factor in urban public transport system. Belokurov V.P., Spodarev R.A., Belokurov S.V. В сборнике: TRANSPORTATION RESEARCH PROCEDIA. XIV International Conference on Organization and Traffic Safety Management in Large Cities (OTS-2020). 2020. С. 52-58.