МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ТРАНЗИТНЫХ ЗОНАХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТОРОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предложен альтернативный подход к регулированию движения на улично-дорожной сети умных городов в условиях увеличивающегося объема логистики с использованием интеллектуальной транспортной системы для снижения количества выбросов и заторов. Применим в жилых районах транзитных зон и крупных городах с интенсивным движением. Приведены способы регулирования движения в районах транзитных зон, такие как интеллектуальная сигнализация, ограничение нагрузки, движение по выделенной полосе.

Ключевые слова:
улично-дорожная сеть, пропускная способность, трафик, интеллектуальная транспортная система
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Транспортная система современного города, а особенно крупных мегаполисов, создается десятилетиями и для ее изменения необходимы время и значительные инвестиции. Структура и протяженность улично-дорожной сети (УДС) города создается на основе генеральных планов развития, ориентированных на определенный уровень автомобилизации. Однако с течением времени меняются значения уровня автомобилизации, транспортная инфраструктура и система управления дорожным движением современных городов.

Особенно остро проблема с обеспечением пропускной способности УДС проявляется в жилых районах транзитных зон при интенсивной застройке городских территорий. На этих участках существенным образом возрастает транспортная нагрузка, что приводит к возникновению транспортных заторов, увеличению времени проведенного автомобилями на дороге, более высокому потреблению ископаемого топлива, увеличению выбросов и негативному воздействию на настроение водителей и пассажиров. Улучшение потока трафика, то есть увеличение количества проезжающих машин и уменьшения времени в пути, может смягчить эти негативные последствия.

В свою очередь следует отметить, что правильное распределение логистических центров и обеспечение максимального потока трафика, на окружных дорогах транзитных зон может уменьшить заторы и снизить выбросы вредных веществ (например - МКАД город Москва). Однако следует отметить, что строительство новых окружных дорог или мостов для улучшения потока трафика является дорогостоящим и время затратным усилием, а иногда может быть невозможным из-за экологических или географических условий. Поэтому оценка существующей инфраструктуры с точки зрения осуществления быстрого и безопасного трафика становится актуальной для множества городов [1].

Следует отметить, что исследования по повышению пропускной способности УДС в районах транзитных зон крупных городов имеет множество решений, таких как выведение транзитного движения за пределы городских территорий, применение интеллектуальных транспортных систем, улучшение транспортного обслуживания населения маршрутным пассажирским транспортом и т.д. Основной целью которых, является сокращение времени задержки транспортных средств (ТС), уменьшение выбросов и обеспечении экономии топлива.

Не исключением является и город Воронеж. Быстрый рост города связанный с интенсивной жилой застройкой и расширением городской черты привел к тому, что часть улиц использовавшихся для транзита движения в соседние районы города, а также используемые для выезда в другую область, оказались чрезмерно загружены, что неизбежно приводит к заторам (особенно в часы пик). Использование окружных дорог и высокая интенсивность движения транспорта на них, стало неотъемлемой частью городской жизни.

Следует отметить, что в строящихся жилых микро районах наблюдается высокая активность передвижения жителей на личном автотранспорте и малое использование общественного транспорта, нехватка удобных и достаточных средств массовой перевозки пассажиров, отсутствие единых часов работы в различных учреждениях, сохранение бизнес-центров в относительно том же месте при расширении города, не обеспечение достаточного количества парковочных мест и отсутствие развития ночной логистики, мешают потоку трафика [2].

Для повышения пропускной способности данных транзитных зон проведено большое количество исследований направленных на использование ИТС способной управлять перекрестками с учетом изменения трафика в течении суток, увеличения количества полос, ограничения скорости или использования дороги в зависимости от времени или типа транспортного средства, общественный транспорт, платные проезды, альтернативные маршруты, централизованное управление, цифровые информационные щиты для направления движения, системы определения нарушений правил дорожного движения и т.д.

В свою очередь в работах, посвященных изучению транзитных зон, были исследованы отслеживание плотности движения с использованием датчиков, взаимодействие водителя-дороги-центра, а также ограничения на скорость и маршрут в зависимости от типа транспортного средства и использование общественного транспорта. Однако более детально необходимо рассмотреть использование боковых дорог и ограничения на въезд с использованием интеллектуальной сигнализации. Следует также отметить, что системы, требующие умных дорог и умных автомобилей, связанных с центральным контрольным блоком, требуют значительных инвестиций в транспортную инфраструктуру. Таким образом, воздействие на поток трафика по обходной дороге и альтернативных методов регулирования, возможно апробировать в городе Воронеж для предложения мероприятий по повышению интенсивности трафика на УДС. Однако для повышения пропускной способности необходим комплекс мероприятий с использованием умной сигнализации интегрированной в существующую структуру мониторинга трафика и таких как развитие мостового перекрестка или расширение дорог [3].

Кроме того, для повышения трафика, возможно применение предпочтительного проезда за плату, введение платы за использование боковой дороги для автомобилей, интегрированных в интеллектуальную систему, и установка сигнализации на участках въезда на автомагистраль, вызывающих заторы. А также предлагается применение внешней дороги, исключающей транзитное движение из города, с поддержкой умной сигнализации, чувствительной к плотности движения. Для этого необходимо определить расположение логистических центров на въезде в город и создать места для парковки транспортных средств. А также рассмотрение различных вариантов систем интегрированного управления транспортом, включая интеграцию дорог и автомобилей с учетом различных типов дорог и транспортных средств, предлагая альтернативы умной сигнализации [4,5].

Таким образом, проблему транспортных заторов можно искоренить только административными мерами. Основной упор должен быть сделан в пользу общественного транспорта, как существующего, так и перспективного. Активно развивать интернет-технологии, сайт «Госуслуги» (благодаря которым не приходится совершать поездки в госучреждения для получения какой-либо справки или оформления паспорта, оплаты квитанции), организацию полос торможения и разгонов, организацию «зеленой волны» на радиальных магистралях с регулированием поступления автомобилей с прилегающих улиц, совершенствование и внедрение ИТС, запрещение парковок там, где создаются помехи движению автомобилей и работе общественного и спецтранспорта и т.д.

Список литературы

1. СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (редакция 2000 г.). – М.: Изд-во стандартов, 2000. - 59 с.

2. Особенности автотранспортного паркования в крупных городах / Белокуров В.П., Бусарин Э.Н., Сподарев Р.А., Гукетлев Э.Ю., Гасанов И.М. // Актуальные вопросы инноваций в условиях рыночной экономики : сборник статей по материалам научно-практической конференции. Автомобильно-транспортный институт. 2023. С. 116-121.

3. Развитие интегрированной системы управления и организации дорожного движения в едином информационном пространстве современного города / Бусарина А.Э., Зеликова Н.В., Бусарин Э.Н., Казачек М.Н., Черников Э.А. // Перспективы развития технологий транспортных процессов : материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В.А. Зеликов. – Воронеж, 2022. – С. 91-97.

4. Повышение пропускной способности и безопасности улично-дорожной сети города Воронежа путем применения концепции «Умный город» / Бусарин Э.Н., Ташов Ш. // Информационные технологии и инновации на транспорте : Материалы 5-й Международной научно-практической конференции ; под общ. ред. А.Н. Новикова. – 2020. – С. 187-190.

5. Обеспечение безопасности участников движения на магистральных улицах городов / Денисов Г.А., Зеликова Н.В., Бусарин Э.Н., Злобина Н.И., Струков Ю.В., Зеликов В.А. // Новые материалы и технологии в машиностроении. – 2020. – № 31. – С. 72-76.

Войти или Создать
* Забыли пароль?