Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются философско-этические взгляды немецкого философа И. Канта. Производится анализ понятия «категорический императив». Даётся формулировка морального закона, долга, волевого решения.

Ключевые слова:
Кант, этика, философия, мораль, нравственность, категорический императив, долг
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

«Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

И. Кант

 

Выдающийся европейский мыслитель Иммануил Кант посвятил значительную часть философского наследия проблемам поиска морального и нравственного закона.

Бесспорным источником морального закона И. Кант признаёт практический разум. Согласно мнению И. Канта, человек совершает те или иные поступки, руководствуясь определёнными принципами – императивами. И. Кант различал два типа императивов.

Первый вид императива – гипотетический. Гипотетическим императивом И. Кант называет «заповеди благоразумия». Человек руководствуется гипотетическим императивом в том случае, если он благодаря данному поступку хочет достичь определённых результатов, целей. Гипотетический императив условен, так как возникает при определённых условиях и применяется в ограниченных ситуациях.

Второй вид императива – категорический. Категорический императив применяется безоговорочно, в любых обстоятельствах. Для него не нужны какие-либо условия. Человек, руководствуясь категорическим императивом, не преследует никаких личных целей и амбиций.

Категорический императив является безоговорочным, всеобщим, абсолютным практическим, деонтологичным моральным законом. Категорический императив составляет обязательное правило, действующее независимо от внешних условий.

Категорический императив безусловен по своему содержанию, так как он не предписывает никаких поступков, не преследует никаких целей, а исполняется только посредством воли человека. Категорический императив ориентируется на абсолютную цель, цель саму по себе. Категорический императив непоколебим с точки зрения причины, так как его причиной является долг.

Категорический императив характеризуется безоговорочностью. Он применяется всегда и везде, при любых обстоятельствах. Категорический императив выступает в качестве всеобщего морального закона, который применим и к отдельной личности и ко всему человечеству в целом.

Настоящий моральный поступок является свободным действием и имеет внутреннюю доброту. Он совершается только путем волевого решения.

Такой выбор может быть внутренне принятым обязательством, он и составляет долг. «Долг основан на уважении к нравственному закону, и он означает практическое признание за каждым человеком внутреннего достоинства, вытекающего из того, что тот является со-законодателем нравственности, со-царем в царстве целей» [1, с. 15].

Действия, которые совершаются из чувства долга несут в себе истинную нравственную ценность. Нравственный человек способен совершать поступки не ради достижения своей цели, а во имя долга. Человек, действующий из чувства долга, поступает честно и справедливо, так как такой поступок определён его внутренней мотивацией. Нравственность рождается только усилиями собственной воли. Индивид подчиняется «только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» [1, с. 6].

 Нравственными законами определяется та граница, которую нельзя переступить, не потеряв человеческого достоинства. «Нравственность очерчивает само пространство человеческого бытия, задаёт ему вектор человечности» [1, с. 15]. Истинными законами морали могут стать только безусловные принципы, которые не зависят от пожеланий человека в той или иной ситуации.

И. Кант определяет мораль как «самозаконодательный принцип». Человеку следует поступать сообразно той максиме, руководствуясь которой можно пожелать, «чтобы она стала всеобщим законом» [2, с. 260].

Воля любого человека является нравственно легислативной. Человек, руководствуясь чувством собственного достоинства, уважает достоинство других и осуществляет свободу выбора. Только при таком условии моральный поступок из чувства долга становится «чистым, свободным от привходящего интереса» [1, с. 13].

Требование И. Канта поступать «… так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [2, с. 270] предполагает единственную, уникальную ценность – это жизнь, творчество, свободу каждого человека. Человек всегда является самоцелью, но он никогда не может быть средством для решения каких-либо задач, даже задач по достижению всеобщего блага.

Абсолютная мораль является не вопросом доказательств, она является вопросом выбора. Нравственность образует систему ценностей, задаёт фундамент человеческих отношений. В свою очередь ценности создают мир культуры вокруг нас.

Отечественный философ, создатель Воронежской философской школы этики Владимир Петрович Фетисов подчёркивал важность направленности морали на взаимопомощь и сотрудничество. Мораль не только регулирует поведение человека в обществе, но предполагает моральную ответственность общества перед личностью. Мораль не сводится к готовым нормам и принципам. Нравственная норма, обладая объективным характером, определяется самим субъектом. Мораль выражает специфику и сущность человечности.

Очень многое зависит от того, каким становится человек в процессе воспитания, что пробуждается в нём, какие ценности становятся устойчивыми. Каждый человек, каждая страна, каждая эпоха выбирает путь для себя. При этом необходимо утверждать, сохранять и обогащать те ценности, которые в своём бытии отождествляются с нравственностью. Духовная культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации. Мораль должна быть высоким критерием развития человека и цивилизации.  Всеобщая технологизация и информатизация современной цивилизации упростили жизнь человека, подарили комфорт обществу, однако, к сожалению, отодвинули моральные ценности на второй план. В связи с этим на воспитательных, образовательных, информационно-просветительских организациях сегодня лежит особая ответственность. Они призваны формировать уважение к традициям, национальным языкам, истории, формировать самостоятельность мышления, прививать нормы вкуса. Следует отметить о необходимости поддержания высокого уровня образовательного и воспитательного процесса. Знание, преподаваемое с учетом его роли и места в конкретной культуре, способно не только поднять статус знания вообще, но и способствовать дальнейшему единению процессов образования, воспитания и становления человека как личности, так как образование в данном случае выполняет функцию формирования мировоззренческой позиции личности.

Список литературы

1. Кант И. Лекции по этике / общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Республика, 2000. – 430 с.

2. Кант И. Сочинения: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4. – Ч. 1. – 544 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?