Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Человеческое общество прошло долгий путь, накапливая знания об окружающей действительности и постепенно углубляя, и детализируя свою картину мира. На сегодняшний день большую роль в ней играет наука, формируя особую – научную – картину мира. Сама наука не просто выступает одной из форм общественного сознания, но также вырабатывает объективные знания о действительности и занимается их дальнейшей систематизацией. История развития человечества позволяет говорить о том, что в развитых обществах большой интерес вызывали вопросы изучения человека, его места в мире, взаимоотношения людей. И эти вопросы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Более того, в современных реалиях особую актуальность приобретают тенденции, направленные на сохранение гуманитарных ценностей. В связи с этим гуманитарное научное знание также выходит на первый план. Ведь оно не просто оказывает воздействие на восприятие человека и его жизни в обществе, но и позволяет обнаруживать дополнительные ценностные смыслы.

Ключевые слова:
гуманитарное познание, наука, гуманитарные науки, общество, человек, ценности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Роль науки в современном обществе многогранна, однако ее основная функция связана с производством и умножением достоверного знания. Без последней закономерности окружающего мира не удалось бы зафиксировать и познать. Следующей ступенью после познания является возможность контролировать явления в окружающем мире, а также предсказывать их развитие. Они, в свою очередь, создают предпосылки для общественного развития, так как человек может наиболее полно и эффективно использовать свои знания об окружающем мире и его законах, в том числе социальных.

Если рассматривать функцию науки более детально, можно выделить в ней несколько аспектов, выполняющих роль отдельных функций [3]. В частности:

1) мировоззренческая;

2) технологическая;

3) функция рационализации человеческого поведения и деятельности.

При этом наиболее длительный период существования характерен для мировоззренческой функции. В частности, в некотором роде эта функция старше самой науки. Ведь еще до того, как наука оформилась в отдельный вид деятельности, направленный на познание мира, мировоззренческую функцию выполняли мифология и религия. Только после усиления роли науки в жизни общества – в индустриальный период – функция, связанная с формированием картины мира, отошла именно к науке, потеснив религию.

Индустриализация обусловила становление и другой функции науки – технологической. Возрастающий объем научных достижений и открытий, их внедрение в технологические процессы обусловили невиданный прежде скачок общественного развития. При этом научные новшества затронули все сферы жизни общества: промышленное и сельскохозяйственное производство, коммуникации, транспорт и т.д. Это привело, в свою очередь, к коренному изменению жизненного уклада огромного количества людей, их мировосприятию, коммуникациям и т.д. Именно научным открытиям обязано человечество созданием так называемой «второй природы», значительному расширению ареала своего обитания, повышения качества жизни и другим аспектам, без которых невозможно представить существование современного общества.

Из первых двух функций вытекает третья, связанная с рационализацией человеческого поведения и деятельности. Сложно недооценить вклад науки во все сферы жизни современного человека. К ним, как ни странно, относятся не только связанные с техническим прогрессом, но и сфера межличностных отношений – социально-гуманитарная. Здесь на первый план выходят социальные науки (психология, социология, культурология и др.) [2].

По мере своего развития система наук становилась все более сложной и разветвленной, в ней зарождались и развивались новые дисциплины. В целом современную систему наук можно разделить на такие подсистемы, как:

1) естественные;

2) общественные;

3) технические.

Однако это деление довольно условно, так как некоторые дисциплины нельзя отнести в полной мере к одной какой-то подсистеме – они находятся на стыке. В частности, техническая эстетика не может в полной мере причисляться ни к техническим, ни к общественным наукам, потому что находится на стыке. И это не единственный пример. Переходное положение между естественными и общественными науками занимает экономическая география, а между естественными и техническими – бионика. Задача исчерпывающей и точной классификации с этой точки зрения усложняется также тем, что каждая рассматриваемая подсистема наук включает в себя множество еще более мелких подсистем, которые, в свою очередь, не всегда однозначно поддаются классификации [5].

Есть и другие подходы к классификации. В частности, по своему отношению к практике, по характеру задач, на решение которых они направлены, можно выделить науки прикладные и фундаментальные.

Фундаментальные науки направлены на выявление глубинных закономерностей, лежащих в основе естественных и общественных явлений и процессов. Прикладные же науки направлены на практическое применение полученных научных знаний, они всегда имеют под собой предпосылку решения конкретных задач. При этом среди прикладных наук зачастую формируются отдельные узкие направления, нацеленные на решение конкретных задач. Например, в физике металлов есть еще более узкое направление – металловедение. А в физике полупроводников – полупроводниковая технология. В основе прикладных знаний зачастую лежат конкретные практические разработки.

В центре гуманитарных наук находится человек. Они направлены на изучение духовной культуры общества в целом, а также духовного мира индивида в частности. Фокус познания в философии также направлен именно на духовную составляющую в жизни человека, поэтому философские знания, несомненно, являются гуманитарными.

Система гуманитарных наук обширна и многогранна. И каждая из них рассматривает человека и общество под определенным углом, обогащая гуманитарное знание в целом. В частности, психология изучает психическую деятельность человека и аспекты, связанные с ее формированием, развитием и т.д. Социология направлена на изучение человеческого общества, уделяет внимание отдельным группам людей, а не конкретным индивидам. Лингвистика уделяет внимание языкам, то есть только одной культурной плоскости общества. То есть гуманитарные науки, с одной стороны, объединены своим интересом к человеку и обществу. Но, с другой стороны, рассматривают его совершенно уникальным способом и обогащают гуманитарное знание на разных культурных уровнях.

Примечательно, что гуманитарное познание не является застывшим образованием. Культурная жизнь человека – явление динамическое. При этом изменения происходят как на уровне отдельного индивида, так и на уровне общества в целом. При этом развитие зачастую осуществляется через преодоление, внутреннюю трансформацию человека. Личность не просто стихийно движется вперед, она может целенаправленно двигаться от начальной точки (каким человек видит себя в конкретный момент), к конечной точке или промежуточному результату на пути духовного роста (каким человек хочет стать) [5].

Еще одной особенностью гуманитарного знания является то, что оно не ограничивается только познавательным аспектом, но обязательно несет в себе ценностное восприятие. Человек не может полностью абстрагироваться от полученного знания, но всегда пропускает его через призму собственного мировоззрения и убеждений. Более того, в гуманитарном знании большую роль играет способность человека воспринимать и интерпретировать культурные смыслы, переживания и ценности других людей.

Особое значение для философского знания приобретает не просто передача и восприятие смыслов, но их интерпретация. Суть этой особенности заключается в том, что при помощи философии человек не просто получает какое-то новое знание. Большую роль играет именно интерпретация тех или иных контекстов (культурного, исторического и др.) и взгляд исследователя на них через призму собственного опыта. В этой связи философия неотделима от герменевтики, которая сама становится одним из неотъемлемых методов философского познания.

Примечательно, что гуманитарное научное знание не только является ценностью само по себе, но также способствует сохранению других ценностей современного общества. В то же время гуманитарное знание позволяет интерпретировать окружающую действительность, ориентироваться в актуальных процессах, понимать их смысл и встраивать полученный опыт в свою систему ценностей. Поэтому нельзя не отметить, что гуманитарное знание играет важнейшую роль в формировании самосознания человека.

В то же время полученные знания, как мы уже выяснили, формируются в том числе в процессе восприятия каждого конкретного индивида. То есть они в значительной степени подвержены субъективности, а значит существует риск неверной трактовки, подмены ценностей и проч. В таких случаях может возникнуть кризис самоопределения. Причем он проявляется не только на уровне отдельной личности, но и может затрагивать целые социальные слои. Например, в настоящее время отмечается снижение престижа научных знаний, пессимизм по отношению к науке. Исправить ситуацию может актуализация роли науки в обществе, в том числе при помощи университетов. При этом особое внимание должно уделяться не только увеличению престижа науки как социального института, но и повышению качества жизни населения, связанного с образованием и научной деятельностью [4].

Одной из особенностей современного общества можно считать избыток информации в свободном доступе. Мы можем наблюдать совершенно особенную ситуацию, когда проблемой становится не дефицит достоверных знаний, а необходимость интерпретации получаемой информации. В таких условиях способность выделить среди всего потока данных именно достоверные и объективные становится особенно актуальной.

Кроме того, помимо ценной и полезной информации на человека ежедневно обрушивается огромное количество так называемого информационного шума, который отнимает время и может вызывать затруднения в правильной интерпретации полученных данных. Переизбыток информации способен в том числе угнетать культурную самоидентификацию индивида, а также изменять систему ценностей в сравнении с той, которая изначально была свойственна обществу. Все вместе это представляет угрозу для духовного развития личности и снижает роль гуманитарного знания в формировании системы ценностей человека.

В связи с этим большое значение приобретают способы сохранения системы ценностей, создание механизмов культурной преемственности. В качестве способа решения существующей проблемы можно отметить передачу опыта от одного поколения к другому, воспитание. Большую роль в этом процессе играют не только родители, которые будут делиться с подрастающим поколением своим восприятием мира, но и учителя. По мере взросления люди на определенном этапе обретают способность к самосовершенствованию и пониманию научных ценностей [1].

Гуманитарное знание наделяет человека определенными качествами. Оно не просто позволяет замечать причинно-следственные связи и развивает аналитические способности, но и несет в себе ценностную составляющую. В частности, гуманитарное знание не только помогает формировать картину мира, но и дает возможность строить отношения индивида в обществе с учетом собственных ценностей и мировоззрения. Чем более актуальная и достоверная картина мира складывается у человека, тем успешнее он может избегать ошибок во взаимодействии с окружающей действительностью и принимать наиболее успешные решения. Можно сказать, что гуманитарное знание дает человеку опыт, необходимый для осознанного зрелого поведения и духовного роста, расширения своего кругозора [4].

В свою очередь культурный код общества складывается из преобладающих ценностей индивидов, которые его составляют. То есть гуманитарные ценности общества не являются застывшим формированием – они закрепляются на двух ступенях – на уровне личности и на уровне общества в целом. Они взаимно влияют друг на друга.

На современном этапе развития общества наука и научное знание сами по себе являются неотъемлемыми культурными ценностями. Они позволяют формировать достоверную и непротиворечивую картину мира, а также составляют фундамент мировоззрения. Знания человека о мире в этом случае играют не просто утилитарную роль, но выступают еще и неким духовным ориентиром, позволяют человеку формировать себя как личность, осмыслять свое место в мире, задают вектор ментального развития [3].

Таким образом, научное знание в целом и гуманитарное знание в частности, с одной стороны, сами по себе являются ценностями современного общества. С другой стороны, они позволяют изучать и осмыслять действительность, помогая воспринимать новые гуманитарные ценности. Философия в этом контексте примечательна тем, что позволяет интерпретировать знания человека о мире, формируя при этом новое ценностное знание. Вместе с тем многогранность способов восприятия действительности затрудняет формирование единого взгляда на культуру и общество.

Формирование научного знания происходило постепенно и прошло долгий путь, прежде чем наука окончательно приобрела черты отдельного социального института. При этом научная картина мира не является единственной. Помимо научного знания существуют и другие формы знания, представляющие определенную культурную ценность. Более того, по мере развития человеческой мысли, границы научного и ненаучного постоянно сдвигаются, что позволяет говорить о том, что наука не является чем-то застывшим и искусственным. Напротив, она развивается вместе с обществом подобно живому организму.

Значение гуманитарного научного знания в развитии личности и общества сложно переоценить. При этом большую роль играет преемственность между поколениями, способность человека к самосовершенствованию через изучение и осмысление истории, культурного контекста, а также собственно гуманитарных ценностей. Благодаря научной картине мира, которая формируется в том числе благодаря гуманитарному научному знанию, человек может лучше понять свое место в обществе, свою роль в нем. Кроме того, понимание закономерностей, лежащих в основе природных и социальных взаимодействий, позволяет человеку не просто объяснять, но и прогнозировать их развитие.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – Т. 18. – 240 с.

2. Наука в России: современное состояние и стратегии возрождения / Отв. ред. Е.В. Семенов и др. – М.: Логос, 2004. – 376 с.

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 622 с.

4. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.

5. Садохин, А.П. Концепции современного естествознания. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?