МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ И ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ: НОУМЕНАЛЬНОЕ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ДЕСАНТНИКОМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЫЖКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В деятельности офицера принятие управленческого решения имеет существенное отличие от классических представлений о данном процессе в менеджменте. Помимо своей оперативности управленческое решение командира принципиально связано с категорией ноуменального, разработанной в философии И. Канта. В статье рассматриваются элементы междисциплинарного занятия, посвященного подготовке к прыжку и подготовке десантника с непредвиденными ситуациями.

Ключевые слова:
воздушно-десантная подготовка, философия Канта, ноуменальное, принятие решений десантником
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Принятие управленческого решения является одной из важных тем в обучении менеджера. Гражданской специальностью выпускников-десантников является «56.05.04 Управление персоналом». Курсанты нашего училища изучают курс менеджмента, в рамках которого осваивают компоненты принятия управленческого решения. Более того, это знание и навыки нередко обучающиеся военнослужащие осваивают раньше прохождения самого курса менеджмента на практике, в ходе повседневной жизни, выполняя поставленные задачи, изыскивая для их решения ресурсы. Также курсанты в должности командира отделения или заместителя командира взвода ставят подчиненным задачи и назначают ответственных исполнителей.

Принятие управленческих решений в повседневной жизни через несколько месяцев воинской службы у курсантов не вызывает затруднений, т.к. решения принимаются в отношении типовых ситуаций с небольшими вариациями людских или временных ресурсов. Однако стандартные стадии принятия решения (поиск проблемы, определение путей решения, выбор оптимального решения из имеющихся альтернатив, декларация решения и т.п.) в рамках военной практики нередко «сжимаются» или вообще обходятся в силу требований оперативной обстановки. Так, например, в классическом алгоритме принятия командиром решения (изучение и уяснение полученной задачи, производство расчета времени и ресурсов, оценка обстановки, доклад и утверждение замысла и т.д. [3, с. 37]) в силу целого ряда неопределенностей, а также дефицита времени первые элементы алгоритма проходят в течение считанных секунд.

Помимо действий в бою, где командир отходит от классических стадий принятия решений, существует область, в которой время на принятие решения измеряется долями секунды. Такой областью является принятие решений десантником в ходе совершения прыжка с парашютом. Хотя существует руководство по воздушно-десантной подготовке (ВДП) [4] и десантники прежде совершения прыжка изучают теорию, отрабатывают элементы прыжка на земле, при самом совершении прыжка парашютисты сталкиваются с действительностью, аспекты которой оказываются разнообразнее натренированных в ходе подготовки априорных форм реагирования на неё.

В ходе прохождения ВДП курсанты отрабатывают как штатную последовательность прыжка, так и нештатные (особые) ситуации. Под штатной понимается следующая последовательность: отделение от воздушного транспортного средства; срабатывание стабилизирующей системы, выдергивание звена ручного раскрытия с последующим вытягиванием и раскрытием основного парашюта, снижение без схождений (о них далее), приземление без препятствий, и, наконец, успешное гашение купола без протаскивания по земле.

Отметим здесь, что в большинстве случаев, если десантник точно и вовремя выполняет предписания по совершению прыжка, нештатных ситуаций не возникает. Тем не менее, для повышения безопасности десантирования во время наземной отработки прыжка подробно разбирается целый комплекс нештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время совершения прыжка. Согласно п. 310 руководства по воздушно-десантной подготовке к наиболее характерным особым случаям относят:

– зацепление стабилизирующей системы парашюта за тело парашютиста, за выступающие предметы вооружения и снаряжения;

– зависание парашютиста за самолетом (вертолетом);

– схождение парашютистов в воздухе;

– раскачивание при снижении;

– приземление на препятствия;

– непреднамеренное снижение на воду;

– протаскивание после приземления [4, с. 188].

Ограничение на размер статьи не позволяет продемонстрировать методику проведения междисциплинарного занятия на каждом из представленных случаев, поэтому здесь будет разобраны лишь элементы занятия по предотвращению и ликвидации схождения парашютистов в воздухе. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению конкретной части занятия, необходимо прояснить понятие ноуменального в принятии решения десантником.

Определяя понятие ноумена Кант пишет: «… под ноуменом мы разумеем объект нечувственного созерцания, то мы допускаем особый способ созерцания, а именно интеллектуальное созерцание, которое, однако, не свойственно нам и даже сама возможность которого не может быть усмотрена нами» [1, с. 308]. Несмотря на априорное знание десантником всех возможных нештатных ситуаций, при совершении прыжка, в силу различных причин, прежде всего связанных с несобранностью и повышенной эмоциональностью, парашютист может совершить ряд ошибочных решений, как своим действием, так и бездействием.

При совершении прыжка важно, чтобы десантник отработал все нештатные ситуации до автоматизма, причем в считанные секунды. Так, если десантник прыгает с высоты 600 метров и стабилизирующая система оказалась захваченной у него между ног или подмышкой, то на одиннадцатой секунде он ударится о землю если не примет правильного решения.

Представленная выше модель принятия решений десантником может быть осознана курсантом благодаря теории познания И. Канта. Все априорные знания и опыт курсанта по предотвращению нештатных ситуаций при встрече с реальностью (совершении прыжка) выступают как ноумены, а чувственность, которая в момент прыжка представляет синтез субъективного и объективного (эмоций и сенсорных данных), не даёт возможности постичь ноуменальное (необходимые в данный момент знания), т.к. его «… не только нельзя применить, но они теряют всякое значение, так как в этом случае нельзя усмотреть даже самое возможность вещей, которые должны соответствовать категориям» [1, с. 308].

 

1 – табличка с указанием наименования и номера учебного места; 2 – плакат с указанием порядка организации и проведения занятия на учебном месте; 3 – зонты; 4 – макет парашютиста; 5 – штанга; 6 – вращающаяся стойка; 7 – стенд с перечнем команд и оценочными показателями; 8 – ригельные балки; 9 – опорные балки; 10 – стеллаж для уменьшенных макетов запасных парашютов; 11 – трап; 12 – место руководителя занятия;

13 – скамейки

Рисунок 1. Стапель для подвесных систем

 

Для избежание нештатной ситуации важны два процесса: правильная оценка парашютистом ситуации в воздухе (определение категории опасности) и своевременная отработка им рефлекторных действий, соответствующих этой ситуации (практическая способность). В комплекс занятий по наземной отработке элементов прыжка с парашютом входят: подготовка десантников на аэродроме (подготовка людских парашютных систем, подгонка снаряжения и крепление оружия, надевание парашютов, проверка парашютистов на контрольных линиях); посадка, размещение и действия десантников в самолете (вертолете); правила отделения десантников от самолета (вертолета); правила раскрытия парашюта; действия десантников в воздухе; действия десантников в особых случаях; правила применения запасного парашюта; действия десантников при приземлении (в том числе на различные препятствия), при гашении купола парашюта, а также при приводнении; сбор парашютов и укладка их в переносные сумки; действия выпускающих из самолетов и вертолетов [4, с. 86].

В состав отработки действий десантников в особых случаях включается доведение до автоматизма действий при различных вариантах схождения. После теоретического изучения этих вариантов десантники вырабатывают навыки по уходу от схождения на стапелях для подвесных систем (рис. 1).

Рисунок 2. Горизонтальное схождение с зацеплением строп

 

Схождение представляет собой встречу в воздухе парашютистов, находящихся примерно на одной высоте (горизонтальное схождение) или друг над другом на одной вертикали (вертикальное схождение). В обоих случаях может возникнуть опасность попадания одного парашютиста в купол и стропы другого (рис. 2).

Оказавшись в сложной ситуации, десантник имеет дело с несколькими цепочками причинности (последствий своего решения), между которыми он должен совершить оптимальный с точки зрения снижения риска для собственной жизни и жизни других выбор. «Чего здесь еще не хватает, так это условия применения … категории причинности, к предметам, а именно [не хватает еще] созерцания, которое там, где оно не дано, делает невозможным применение: категорий для теоретического познания предмета как ноумена…» [2, с. 368].

Десантник, первый заметивший вероятность схождения, обязан оценить обстановку, предупредить об этом другого десантника голосом и указать ему направление скольжения. Скольжение надо применять так, чтобы уходить в разные стороны от оси встречного движения. Возможны случаи, когда один десантник при схождении может оказаться над куполом другого. При таком положении парашют верхнего десантника, попав в зону аэродинамического затенения может сложиться и погаснуть. Чтобы предотвратить это явление, верхний десантник должен немедленно предупредить голосом нижнего о том, чтобы тот глубоким скольжением ускорил свое снижение и отошел в сторону, при этом верхний десантник должен применить скольжение в противоположную сторону. Десантник может не заметить схождения снизу, тем более сверху, может принять неправильное решение на избежание схождения, равно как совершить поспешные, несвоевременные действия.

В ходе наземной отработки элементов прыжка руководитель занятия сначала добивается от десантников быстрого и безошибочного ответа на вопросы о действиях при различных вариантах схождения (вербальное закрепление априорного знания). Ответ десантника слышит все подразделение. Если в ответе есть неточности, они корректируются руководителем или личным составом. Затем все разобранные варианты доводятся до автоматизма на стапелях, когда руководитель занятия даёт вводную задачу разным десантникам и добивается от них моментальной реакции и точной последовательности действий (закрепление навыков).

Априорные знания о возможных нештатных ситуациях и выработка навыков по их избеганию значительно повышают безопасность для жизни и здоровья парашютиста при совершении прыжка. Десантник почти не думает, реагируя на возникающие нештатные ситуации, элиминируя фазу принятия решений. Говоря образно, его решения уже неоднократно приняты во время наземной отработки. Однако это не освобождает его от необходимости контролировать обстановку, быть собранным и готовым к различным исходам событий.

Формирование подобного «настроя на неизвестное» и является целью междисциплинарного занятия, когда воина-десантник вырабатывает такие необходимые в наше время боевые качества как решительность и храбрость. Естественно, что к преподавателям для проведения такого занятия существуют дополнительные требования: преподаватель философии должен иметь опыт совершения прыжков с парашютом, а преподаватель ВДП – философскую подготовку.

В результате проведения подобных занятий курсанты, во-первых, глубже осмысливают процесс десантирования, придавая ему философский аспект, а во-вторых, на занятиях по философии у курсантов уже не возникает вопросов, зачем в их учебном плане есть «гражданские» дисциплины. Такая интегрированность дисциплин помимо приведенных выше эффектов способствует формированию офицера-десантника, имеющего целостное мировоззрение, способного не только ответственно выполнять свои обязанности, но и воспитывать такой взгляд на военную службу у своих подчиненных.

Список литературы

1. Кант, И. Сочинения в шести томах [Под общ. ред. В.Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. – М., Мысль, 1964. – Т. 3. – 799 с.

2. Кант, И. Сочинения в шести томах [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса. А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. – М., Мысль, 1964. – Т. 4. – Ч. 1. – С. 311-501.

3. Стецюк Л.С. Танковые подразделения в бою. – М.: Воениздат, 1961. – 256 с.

4. Руководство по воздушно-десантной подготовке (РВДП-2017). – М., 2017. – 322 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?