ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автором подробно рассматриваются социальные изменения, оказывающие воздействие на формирование личности, а также на систему образования в целом. В работе раскрываются наиболее важные общественные идеи, которые на протяжении длительного времени оказывали влияние на развитие общества. Данная работа освещает наиболее значимые социальные изменения и вызовы, с которыми сталкивается современное общество. В работе предложены способы, исключающие выявленные общественные противоречия через использование биографического метода. Автор раскрывает воспитательный потенциал метода, обращает внимание на педагогические риски и способы их решения.

Ключевые слова:
естественные права, личность, нравственность, биографический метод, педагогические риски
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Анализируя развитие основных социально-политических идей о создании устойчивого общества, становится очевидным, что каждый философ и ученый от Конфуция до Рональда Ингелхарта осознавал, что построение стабильного, устойчивого и постепенно развивающегося общества возможно не только и не столько благодаря механизмам социального контроля, правовых ограничений, но благодаря созданию некой объединяющей благой идеи, которая бы давала людям надежду, перспективу и наполняла повседневность смыслом. Так, в античном мире Платон полагал, что в любом государстве должна быть идея, которая сплотит весь народ, поможет поддержать социальную стабильность на основе общих интересов и стремлений. В эпоху Нового времени английский мыслитель Джон Локк представил принципиально иную идею – идею неотъемлемых прав и свобод личности, права на частную собственность и свободное распоряжение ею. Он пишет, что «естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было стоящей выше него власти на земле и не подчиняется воле или законодательной власти другого человека» [1, с. 245]. По мнению Локка, позитивное развитие общества возможно в условиях полной личной свободы человека, его заинтересованности в достижениях собственного труда, где роль государства заключается в том, чтобы оно создало правовую базу, защищающую эти права и свободы. Несколько позже Кондорсе напишет, что «человек должен иметь возможность применить свои способности, располагать своими богатствами, удовлетворить свои потребности с полной свободой. Общий интерес каждого общества, отнюдь не требуя сокращения индивидуального пользования, защищает его, напротив, от нанесения ему ущерба» [2, с. 168]. Либеральные идеи нового времени окажут значительное влияние на развитие мира, поскольку они заставят людей пересмотреть ценность жизни, сменят вектор стремлений и заложат прочный фундамент нравственных ценностей, где жизнь человека великое благо. Однако, казалось бы, незыблемой идее естественных прав человека в начале XX века был нанесен сокрушительный удар чередой мировых войн, фашистской идеологией Муссолини, нацистской Германией. Тем не менее, преодолев страдания, вылечившись от фашизма, мировое сообщество восстановило ценности принципов свободы, личной неприкосновенности, подписав Всеобщую декларацию прав человека в 1948 г. Мир ощутил некий нравственный подъем, стало возможным строить планы на будущее, достигать социального успеха, возникло ощущение, что благодаря личным достижениям и результатам можно построить благополучное общество.

Однако идея личной свободы в последующие десятилетия претерпела некоторые изменения, и вот, личная неприкосновенность, свобода выбора уже не инструмент достижения личного и общественного прогресса, а способ демонстрации своего «Я». По мнению французского философа, одного из ведущих специалистов цифровой цивилизации Эрика Садена, проблема заключается в том, что в последнее десятилетие произошла существенная нравственная коррекция. Внушительный потенциал интернета, доступность информации, упрощенная процедура общения, которые должны бы были развивать человека, расширять его кругозор, воспитывать толерантное отношение друг ко другу, стать заслоном от пропаганды в действительности негативным образом «изменили этос, принципы существования» [3, с. 12], «расслабили» людей, подменили ценности дружбы, конструктивного диалога, любознательности, самореализации желанием продемонстрировать свое тираничное «Я», которое зачастую не знает историю и культуру народов, не обладает прочным запасом духовности и любви к человеку. Саден убежден, что череда народных волнений, межнациональных конфликтов, создание террористических группировок, межличностные конфликты между политическими лидерами, нежелание людей искать компромисс – все это звенья одной цепи [3]. Озвученная ситуация не обошла стороной и наше российское общество, поскольку оно включено в мировое сообщество, является активным участником мировых событий. Понимая в каком опасном положении оказался человек, возникает потребность найти способ сглаживания наметившихся нравственных и общественных проблем. Видим, что современный человек находится в центре противоречия, когда очевидно, что идея естественных прав и свобод личности не должна отчуждаться, но ее воплощение должно реализовываться личностями, у которых не подменены нравственные эталоны, духовные ценности. На кого возложить ответственность за формирование гармоничной, развитой и духовно насыщенной личности? Как сегодня воспитать достойную, свободную, думающую, признающую ценность жизни личность?

Кажется, что данную миссию будет справедливо возложить на образовательные учреждения. Во-первых, они имеют внушительный запас знаний, воспитательных технологий, понимание насколько важно заложить нравственные основы у подрастающего поколения. Во-вторых, есть понимание, что нельзя упустить новое поколение, от которого зависит наше будущее. Недаром автор текста гимна Российской Федерации, детский писатель С.В. Михалков постоянно напоминал: «Сегодня дети, завтра народ». В данной работе будет предложено решение намеченной проблемы в рамках отечественной образовательной системы.

Видится, что использование биографического метода в подобной ситуации может оказывать существенную роль на воспитание и образование школьников. Нельзя забывать, что наша страна взрастила огромное количество ярких, достойных всяческого уважения людей, чьи убеждения и поступки способны самым активным образом влиять на формирование сознания и мировоззрения учащихся. Более того, биографический метод способен показать ценность личности, ее вклад в развитие общества и трансформировать современное тираничное «Я» в «Я» созидательное.

Интересно, что чаще всего, в силу своего юного возраста, начинается поиск формулы, которая разом бы объяснила подростку и смысл его собственного существования, и смысл существования человечества вообще, юноши пытаются найти рецепт, способствующий не только духовному развитию личности, но и успешной социальной жизни, построению карьеры. Однако познание главной жизненной цели, как верно акцентирует внимание А.Н. Леонтьев, «это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости» [4]. Как правило, в подростковом возрасте этой зрелости воспитанники учебных заведений еще не достигают в силу возрастных и психических особенностей. Поэтому юношам и девушкам крайне важно видеть и знать достойные примеры людей, рассматривать и изучать их жизненный путь, их путь в поисках смысла жизни. Задача же педагога – сделать так, чтобы эти биографии стали близки школьникам, сделать так, чтобы эти примеры стали для них живыми, чтобы они были включены ими в их свой собственный опыт.

Ни у кого не возникает сомнения, что профессия учитель одна из самых сложных. Именно на плечи учителей ложатся задачи по воспитанию подрастающего поколения, развитию личностных качеств ребенка и передачи знаний, опыта, накопленного обществом. В процессе выполнения данных требований педагог не раз сталкивается с проблемами разного характера. С одной стороны, это могут быть трудности связанные с особенностями содержания предмета, видов учебной деятельности. С другой стороны, возможны риски, касающиеся психологического дискомфорта учащихся. Поэтому одной из важнейших задач учителя является найти варианты избегания или предотвращения подобных ситуаций. Учитель на уроке, по сути, становится творцом педагогического замысла, берет на себя ответственность за принятие ситуативных педагогических решений, отвечает за регулирование взаимоотношений участников педагогического процесса. Необходимо понимать, что количество педагогических рисков зависит не только от методов, которые использует учитель в своей деятельности, оно зависит и от социальной обстановки, которая способствует разрешению или обострению различных проблемных вопросов. В целом, нестандартный подход к преподаванию, возможность вариативного изучения «острой» темы, усиливает риск.

Как уже было сказано, нетрадиционные методы обучения могут спровоцировать ряд педагогических рисков: от отсутствия дисциплины до создания ситуации психологической опасности. Описанные проблемы особенно ощутимы в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, где содержание предметов хранит многочисленные риски для преподавателя:

  1. сопоставляются различные точки зрения по актуальным и острым проблемам личностного и общественного развития,
  2. сталкиваются ценностные аспекты эпох, социальных слоев, политических взглядов.

Зачастую предлагаемый для изучения материал априори не имеет однозначных ответов на вопросы. В одном из последних выступлений российский религиовед, социолог, доктор исторических наук Р.А. Силантьев высказал мысль, что наиболее сложные науки - это науки социально-гуманитарные, поскольку задача ученого не только обозначить факт, но и дать своему воспитаннику повод для размышления над этим фактом. В такой ситуации воспитанник начинает теряться в противоречивой информации, сомневаться в полученных знаниях, научных достижениях. Часто учащиеся не могут обосновать и защитить свою точку зрения или просто не имеют таковой, боятся высказать свое мнение и услышать неадекватную реакцию слушателей, одноклассников и наставника. Подобная ситуация возможна при изучении социального материала с использованием биографического метода, о котором рассказывается в работе. Одна из задач педагога в процессе использования биографического метода заключается в том, что необходимо донести до воспитанников понимание многовариантности и неоднозначности судьбы человека и жизни как таковой.

Общественная жизнь представляет непростой процесс взаимодействия множества индивидов. Каждый акт сотрудничества людей друг с другом влияет на ход исторического развития, изменение общественных норм, традиций и моральных норм. В.Е. Логинов писал: «… история - не фатальный, безликий процесс, а сложное и противоречивое явление, в котором участвуют не только большие массы людей, но и отдельные личности, в особенности выдающиеся, накладывающие отпечаток своей яркой и неповторимой индивидуальности на весь ход событий» [5, с. 197].

В представленной работе было показано, насколько сегодня важно не забывать опираться на биографии общественных деятелей.

Список литературы

1. Кондорсе Ж.А.Н. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Пер. И. А. Шапиро. – М., 1936. – 168 с.

2. Логинов В.Е. Роль личности в истории: анализ философских концепций // Метаморфозы истории. – 1997. – № 1. – С. 197.

3. Локк Джон. Два трактата о правлении / Пер. Е. С. Лагутина, Ю. В. Семенова. – М., Челябиск: Социум, 2019. – 245 с.

4. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков. URL: http://studopedia.ru/12_133440_polovozrastnie-i-individualno-tipologicheskie-osobennosti-podrostkov.html (Дата обращения 05.04.2016).

5. Саден Э. Тирания Я: конец общего мира / Пер. с фр. А. Захаревич. – СПБ.: Издательство Ивана Лимбаха, 2023. – 336 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?