Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рабочий лист в педагогике – это специально разработанный набор инструкций, заданий, упражнений или задач, предназначенный для использования в учебном процессе с целью активизации учебной деятельности учащихся. Рабочие листы могут быть использованы педагогами для организации самостоятельной работы школьников, структурирования учебного материала, проверки знаний, развития критического мышления и самостоятельности учащихся. Они помогают учащимся систематизировать и углубить знания, а также развивать умения и навыки в различных областях знаний.

Ключевые слова:
рабочий лист, педагогический метод, структура, систематизация, активное обучение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Обучение студентов использованию различных видов источников информации является одной из главных задач любого образовательного учреждения. Занятия должны быть интересными и содержательными для учеников с разным уровнем образовательных способностей. Метод рабочего листа является одним из наиболее эффективных способов организации учебного процесса. Рабочий лист – это новый педагогический метод, который активно используется в современном образовании. Он представляет собой определенную систему упражнений, которые выполняются учащимися в течение занятия с преподавателем или самостоятельно, а также задания в рабочем листе могут предполагать групповое выполнение.

Главной задачей рабочего листа является преподнесение информации обучающимся в структурированном определенным образом виде для того, чтобы они могли систематизировать материал и закрепить свои умения и навыки. Рабочий лист может включать разноуровневые упражнения. Восходящая степень сложности заданий очень важна. Она позволяет дифференцировать процесс обучения, предлагая выбрать каждому учащемуся те упражнения, которые соответствуют его способностям и данному уровню познания темы.

Надо отметить, что данный метод имеет ряд преимуществ. Он дает импульс обучающимся к активной работе, к самостоятельному выполнению заданий. Также рабочий лист помогает и преподавателям эффективнее оценивать уровень и качество усвоения материала.

Рабочий лист является действенным, результативным, многофункциональным, многоцелевым методом, который позволяет студентам гораздо эффективнее усваивать информацию, развивать творческие способности и самоконтроль. Кроме того, этот метод положительно сказывается на мотивации обучающихся. Стремясь выполнить все задания, они стремятся к самосовершенствованию.

Актуальность применения данного метода не вызывает сомнений, потому что при правильном конструировании рабочий лист позволяет организовать не просто один из этапов занятия, а все занятие в целом. Рассмотрим некоторые аспекты актуальности и новизны.

Во-первых, рабочий лист позволяет преподавателю индивидуализировать процесс обучения, учитывая потребности и особенности каждого ученика. Учащийся может работать в своем темпе, выбирать задания, которые соответствуют его уровню знаний, и самостоятельно контролировать свой прогресс.

Во-вторых, рабочий лист стимулирует активное участие учащихся в учебном процессе. Ученик самостоятельно исследует информацию, осуществляет поиск решений, анализирует и обобщает полученные знания.

В-третьих, самоконтроль и рефлексия. Обучающийся сам может оценить и проанализировать свою работу и результат. «Это способствует развитию аналитического, критического мышления» [1, с. 5].

В-четвертых, рабочий лист может быть оформлен в виде интерактивного документа, что делает учебный процесс более интересным и увлекательным для учащихся. Появление новых технологий позволяет создавать интерактивные задания, игры, тесты и другие формы обучения, которые могут быть включены в рабочий лист.

Методика моделирования рабочего листа нуждается в отдельном рассмотрении. Преподавателю необходимо продумать организацию до мельчайших деталей. Важно помнить про выделение объема блока проверки (фрагмент занятия, конкретная тема, занятие в целом), отбор материала для контроля, формулировку вопросов и заданий, эстетическое оформление, учет времени на выполнение. Надо отметить, иллюстрирование рабочего листа выполняет не только эстетическую функцию, но и когнитивную. Верно подобранный иллюстративный материал расширяет информационное пространство любого занятия, а также создает условия для более продуктивного образовательного процесса.

Содержание рабочего листа может быть разнообразным, однако, как правило, есть несколько основных элементов, которые помогают ученику систематизировать информацию и успешно выполнять поставленные задания. В начале рабочего листа должен быть заголовок название темы или урока, к которому относится данное задание. Это помогает ученику понять, к какому блоку материала относится задание, и какие знания ему потребуются для выполнения. Далее указываются цели и задачи задания. Это позволяет ученику понять, какие конкретные умения или знания он должен приобрести, выполнить задание.

Также содержание рабочего листа можно разделить на теорию и практику. В рабочем листе часто присутствует теоретическая часть, где даются основные понятия и теоретические сведения, необходимые для выполнения задания. Это может быть краткое описание темы, формулы, правила или примеры. Основная часть рабочего листа обычно содержит практические задания или упражнения, которые ученик должен выполнить. Это могут быть задачи на закрепление знаний, решение уравнений, решение кроссвордов, заполнение таблиц, анализ текстов и т.д.

В конце обычно предлагаются контрольные вопросы или задания для самопроверки знаний, а также вопросы для рефлексии. Например, как ученик оценивает свою работу, что было сложным, что не вызвало затруднений и т.д. Преподаватель на таком занятии не является главным источником знаний, а становится скорее проводником, координатором. Роль исследователей отводится студентам.

Верное конструирование рабочего листа способствует наиболее эффективному обучению и помогает студентам систематизировать учебный материал, выработать нужный алгоритм для решения поставленных задач.

Рассмотрим детальнее типы заданий практической части для студентов среднего и высшего профессионального образования.

 

Тип

Пример

Решение конкретных задач по специальности

Подсчет математических формул, разбор алгоритмов программирования, анализ текстов.

Кейс-задания

Анализ конкретных ситуаций или проблем в рабочей области студента, разработка плана действий и его обоснование.

Тестовые задания

Тесты для проверки знаний студентов по учебным материалам учебного курса.

Задания на развитие профессиональных навыков

Разработка проекта, создание презентации, проведение исследования и анализ полученных результатов

Задания на развитие коммуникативных навыков

Ролевые игры, дискуссии, презентации перед группой

Кроме того, рабочий лист отражает в себе 8 когнитивных процессов, которые выделил известный психолог Роберт Ганье. К ним относится:

  1. Пробуждение интереса;
  2. Постановка цели и задач;
  3. Актуализация прежних знаний;
  4. Представление новой информации;
  5. Руководство процессом;
  6. Закрепление теоретических знаний практическими упражнениями;
  7.  Обратная связь;
  8. Оценка и контроль успеваемости.

Прохождение этих процессов помогает ученику осознать и лучше запомнить ту или иную информацию. Также, обращаясь к современному образовательному стандарту, мы знаем, что в основе учебных занятий лежит системно-деятельностный подход. Именно на это и направлен данный метод, следовательно, он отвечает требованиям ФГОС.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: рабочий лист – дидактический материал, отличающийся от других (например, рабочая тетрадь, карточки и т.д.) и «представляющий собой современный и инновационный метод обучения, который способствует развитию учебных навыков, формированию самостоятельности и критического мышления учащихся» [3, с. 32], а также улучшению качества учебного процесса в целом.

Список литературы

1. Горобец Л.Н. Потенциал педагогических технологий работы с текстом на современном уроке // Методический поиск: проблемы и решения. – Армавир: Изд-во ФГБОУ ВПО, 2014. – № 2. – С. 4-8.

2. Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – Санкт-Петербург: Каро, 2019. – 184 с.

3. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – Санкт-Петербург: Каро, 2021. – 128 с.

4. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – Москва: Педагогика, 1971. – 205 с.

5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – Москва: Просвещение, 1986. – 126 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?