ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья затрагивает проблему формирования социокультурной идентичности ребенка. Автор отмечает, что семейные ценности являются основой в становлении личности ребенка и подсознательно ориентируют в поиске собственной гражданской и социокультурной идентичности. Раскрывается сущность традиционной российской семьи. Отмечаются положительные стороны опыта предшествующих поколений. Вывод содержит рекомендательные предложения.

Ключевые слова:
семья, традиции, идентичность, семейные ценности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Социокультурная идентичность человека – необходимый ориентир для построения гражданского общества. Россия страна многонациональная, поэтому вопрос формирования социокультурной идентичности стоит особенно остро. Особенно важным является умение регулирования межконфессиональных отношений.

            Одна из трудностей формирования социокультурной идентичности состоит в том, что разные взгляды на формулировку ценностного комплекса создают напряжение и конфликты между общностями, регионами и центром. Осложняется данный вопрос глобализацией, увеличением иммиграционного трафика, геополитической и экономической конкуренцией национальных государств, которые нарушают интеграционные процессы внутри государства, делают его более проницаемым и изменяемым, менее специфичным. Снижаются роль и влияние традиционных ценностей особенно важных для России.

Феномен идентичности заслужил внимание значительного числа как зарубежных, так и отечественных исследователей. Среди российских исследователей гражданской, национальной и этнической идентичностей можно выделить Дробижеву Л.М., Тишкова В.А., Левочкину Н.А., Крылова М.П., Ващенко А.В.

Эрик Эриксон внес понятие идентичности в социологию, данный феномен стал изучением микросоциологии и социальной психологии. Позднее понятие идентичности стало предметом рассмотрения более крупных обществ: регионов, этносов, наций, рас и даже цивилизаций [6].

Появление идеи идентичности мы можем проследить еще в ХII-ХVIII вв., когда в трудах учёных и мыслителей начали появляться такие понятия как «национальный характер», «национальный дух», которые мы можем встретить как у зарубежных философов (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель), так и у отечественных мыслителей (И.А. Ильин).

В рамках кантовского подхода в определении характеристик индивидуальной идентичности обязательным условием является учет социального контекста. Окружение оказывает влияние на формирование самосознания. Феномен самосознания расценивается Кантом как важнейшее преимущество человека, то, что формирует его личность. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он - личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность» [4, с. 365].

            Самосознание – это предпосылка развития нравственности и моральной ответственности, переход из индивидуально-рефлексивной плоскости в культурно-коммуникативную.

            Кант предполагает присутствие в сознании индивида, наряду с образом своего «эмпирического Я», образа другого лица. При этом совершенно не важно, является ли оно реальным или воображаемым, созданным разумом «... для самого себя» [4, с. 377].

            Таким образом проблема «Я» в теории Канта приобретает аксиологическую окраску и социальную значимость. Кантовская постановка вопроса акцентирует то обстоятельство, что даже в своем глубоко индивидуальном самосознании индивид никогда не остается в рамках своей единичности, вольно или невольно он соотносит свое существование с мнением других индивидов и с абсолютным, лежащим вне его, нравственным законом.

Современные отечественные исследователи по-разному трактуют термин «идентичность». Так, Н.А. Левочкина описывает идентичность как «совокупность качественных и количественных характеристик, сопряженных со специфичностью какого-либо данного культурного или географического индивида (личности, группы, территориальной общности, территории)» [2, с. 48].

М.П. Крылов – как «совокупность пространственно-выраженных социокультурных отношений, связанных с понятием «малая родина» [5].

О.М. Зотова – как «общую память о прошлом, сознание преемственности, общей судьбы данного единства и его культуры, а также субъективное восприятие и понимание общего прошлого каждым поколением – этноистория этого коллектива…» [2, с. 52].

Л.М. Дробижева – как «сознание общности людей, базирующееся на представлениях о своей национальности, языке, культуре, истории, территории, интересах, эмоциональном отношении к ним и при определенных условиях готовности действовать во имя этих представлений» [3, с. 34].

Термин «идентичность» в настоящее время считается наиболее общим и универсальным в круге понятий, которые описывают «совокупность качественных и количественных характеристик, сопряженных со специфичностью какого-либо данного культурного или географического индивида (личности, группы, территориальной общности, территории)» [3, с. 46].

            По определению французского социолога А. Турена, «идентичность – осознанное самоопределение социального субъекта». При этом самоопределении происходит идентификация – «процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида, социальной группы с другим человеком, группой или образцом, интериоризации занимаемых социальных статусов и освоения значимых социальных ролей» [2, с. 60].

Идентичность это базовое качество в структуре личности, которое помогает самоотождествляться в пространстве и времени, благоприятно социализироваться, соответствуя убеждениям, ценностям и внутренним потребностям человека [1].

            Мир меняется, меняются и ценности у поколений. Все сферы жизни трансформируются, вносят свои корректировки в жизнедеятельность человека. Под влиянием глобальных новшеств и происходит формирование личности, его характера, способов мышления. Под таким влиянием может образоваться сильная личность, способная на многое, или же слабый индивид, не способный ни на что.

            С периода раннего детства малыш впитывает поведенческую модель семьи, имитирует взаимоотношения родителей в игровой деятельности. Влияние семьи неоспоримо огромно и оказывает влияние на всю последующую жизнь ребенка. Семья – это стержень в формировании личности, направление развития которой строится на понятиях патриотизма, высокого морального облика, человеколюбия, эмпатии.

Семья – это взаимосвязь поколений, передача семейных традиций, благодаря которым молодое поколение формирует свою идентичность, ориентируясь на образы предков и модели семейных взаимоотношений. Семейные сценарии прочно уживаются в нашем сознании и укореняются подсознательно. Поэтому необходимо осознавать всю ответственность в передаче такого опыта, построении крепких внутрисемейных связей. Социальный институт семьи в первую очередь удовлетворяет функцию укрепления позиций государства за счет успешной социализации детей. В этом вопросе прослеживается прямая логическая зависимость.

В настоящее время внутренняя государственная политика направлена на поддержку молодых семей, увеличение значимости зарегистрированного союза любящих друг друга мужчины и женщины, повышение демографии.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Именно дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р утверждена «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.», которая представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

Будущее государства во многом зависит от укрепления традиционных семейных ценностей. Семья, в которой в приоритете нравственность, высокие моральные ценности, психологически благополучная обстановка – есть основа для воспитания ребенка.

2 июля 2023 г. президент России В.В. Путин утвердил новую Стратегию национальной безопасности, в которой традиционные духовно-нравственные и семейные ценности утверждаются как основа укрепления суверенитета страны, 2024 г. объявлен годом семьи.

В семье прививаются традиции, присущие твоему народу, чувство национальной гордости, бережное отношение к истории.

Современные молодые семьи сильно отличаются от семей наших бабушек и дедушек, становятся эгалитарными, малодетными, муж и жена в них посвящают себя профессиональной реализации.

В традициях старших поколений у молодежи было стремление жить под одной крышей с родителями, роль лидера отводилась старшему мужчине. Социальные роли строго разграничены: муж – кормилец, добытчик, жена – домохозяйка и воспитатель детей. Присутствовал авторитарный стиль общения мужчины по отношению к женщине и полная ее зависимость в материальных вопросах от супруга. Индивидуальные интересы каждого члена семьи находились в иерархии потребностей от старшего к младшему, где пожилые мужчины всегда в приоритете. Господство отцовской власти неограниченно, последнее слово во всех вопросах остается за ним и он представляет семью вовне. Мужчина освобожден от домашних обязанностей.

Жена является домохозяйкой, от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входило также присмотр за детьми и их воспитание. Известный патриархальный образ – добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу.

В патриархальных обществах, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, на Руси сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины – так называемый «выкуп невесты». Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж.

Современное общество сильно изменилось с тех времен и брак – это больше про любовь друг к другу про то, чтобы наполнить жизнь некими чувствами, эмоциями и общим смыслом. Благополучная семья поможет воспитать психологически здоровых детей. Малыши учатся всему от родителей в процессе наблюдения за их поведением. Мальчик усваивает поведение и навыки от отца, дочь от матери. Они постепенно понимают, как нужно реагировать, как действовать, как достигать целей.

Благодаря навыкам, полученным от матери и отца, ребёнок в будущем сможет выстраивать отношения с противоположным полом. От родителей он узнает, что такое любовь и забота.

Если в одном доме живут сразу три поколения и они не нарушают границы друг друга, то это преимущество перед ядерной семьей. Прародители оказывают посильную поддержку молодым и подрастающее поколение перенимает опыт взаимоотношений разных поколений.

Традиционная семья сегодня становится более «современной», в данном типе семьи учитываются интересы всех сторон, она эгалитарна. Женщина, перестаёт быть «вещью», а становится желанной мечтой мужчины.

            Строя семейные отношения, нужно взять из патриархального уклада все положительные моменты и постараться свести к минимуму его недостатки. И тогда вопрос «кто главный» будет навсегда снят с повестки – главной всегда и во всем будет сама семья.

            Вопрос деторождения напрямую зависит от желания женщины становиться более «домашней» и при этом не потерять уважение супруга, иметь уверенность в завтрашнем дне. На воспитание детей уходит много ресурсов, как материальных, так и физических. Требуется здоровье для вынашивания полноценных детей и дальнейшего ухода за ними. Мир сегодня очень разнообразен и интересен, не замыкается на четырех стенах семейного очага, спектр жизненных интересов молодых девушек очень широк, они стараются проявлять себя и быть востребованными не только как инкубатор для вынашивания потомства и их воспитатель.

            На мой взгляд, в такой позиции нет ничего плохого. Однако, взгляд на семейную историю старших поколений с учетом современных возможностей помощи: бытовая техника, няня, клининговые службы, делают доступным среду для создания многодетных семей. Позиция родителей будет передаваться молодому поколению и станет приоритетной моделью семьи в будущем.

Исследование мнения студентов по отношению к семейным ценностям, подтверждает значимость семьи для каждого человека. Приведу некоторые отрывки эссе студентов 1 и 2 курсов ВГЛТУ:

  1. «В моем понимании, семья это место, где человек находит поддержку и понимание. Это люди, которые всегда будут рядом, независимо от обстоятельств. Семья может быть большой или маленькой, но она всегда играет важную роль в жизни человека. Она обеспечивает эмоциональную поддержку, защиту и воспитание детей.

Поддержка в семье может быть разной: эмоциональной, финансовой, физической. Но самое главное – это поддержка моральная, когда человек чувствует, что его понимают и принимают таким, какой он есть».

 

  1. «Семья – это большое сокровище в жизни каждого человека. Именно в ней мы рождаемся, проводим наше детство и юность, получая любовь, безграничную поддержку, жизненные уроки. Кажется, никто на целом свете не будет любить тебя также как твои родители, отдавать тепло, ласку, вкладывать в воспитание все свои силы, чтобы вырастить тебя примерным человеком. И даже если Вам, вдруг кажется, что родители Вас не любят, то знайте, что они будут любить Вас всегда, чтобы не случилось, и кем бы вы ни были. Роль семьи в жизни человека велика».
  2. «Семья – это люди, связанные любовью и взаимопониманием, принимающие тебя таким, какой ты есть. Это место, где тебя всегда ждут и готовы помочь. Семья согревает, дает волю чувствам и отдых душе. Она делает человека счастливым и нужным. В семье нет места эгоизму и обидам. По моему мнению главное в семье это взаимопонимание, поддержка, ну и конечно же любовь, поскольку она является фундаментом семьи. Именно благодаря близким людям мы с самого рождения приобретаем опыт жизни, учимся взаимодействовать с людьми и обществом. Семья помогает человеку формировать характер, быть уверенным в себе и достигать поставленных целей. Каждому человеку необходимо понимать важность семьи, уважать своих родных, почаще навещать и звонить им. Ведь даже простой звонок родителям, бабушкам и дедушкам сделает их счастливыми и поможет зарядиться позитивом и энергией».
  3. «Нашу жизнь можно представить, как длинную-длинную и трудную железную дорогу, кочковатую, извилистую, где-то немного сломанную, но все-таки вполне рабочую. Семья – это вокзал, с которого мы начинаем наш путь по этой дороге. Отправная точка в жизнь. Там нас «взращивают», «строят» и отправляют познавать мир. Но несмотря на это, вокзал под названием «Семья» абсолютно всегда находится рядом, где бы мы не находились. Я считаю, что семья предопределяет будущее своего ребенка, потому что именно она служит первым этапом социализации. Любовь, взаимопонимание и поддержка семьи являются залогом «более ровной железной дороги». Любой человек закладывает в это понятие свой смысл, какой бы он ни был – плохой или хороший. Для меня семья – это те люди, которые были рядом со мной от моего рождения, которые были есть и будут в моем сердце на всю жизнь, которые закладывали в меня знания, «поливали» меня заботой и любовью, которые воспитывали и закаляли меня. Какие бы они не были, какие бы разногласия между нами бы не возникали, я все равно безмерно люблю и буду любить их всю свою жизнь, и если на этом свете есть перерождение душ, то в каждом своем перевоплощении я буду любить свою семью, потому что она занимает главное место в моей жизни».

Просветительская и воспитательная деятельность в вопросе формирования и сохранения значимости семейных ценностей – это первоочередная задача старшего поколения, педагогов всех уровней образования. Современное российское общество нуждается в пополнении полноправными представителями своего народа.

Список литературы

1. Барадакова Н.В. Формирование представлений о ценностях частной жизни у студентов вуза: дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2017. – 175 с.

2. Белянская Т.Э. Проблема идентичности человека // Всероссийская научно-практическая конференция «Вызовы современного мира в рамках социально-гуманитарного знания. – Ижевск, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2023. – С. 153-155.

3. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: противостояние или совместимость. – Москва, 2006. – 327 с.

4. Кант И. Сочинения в 6 т. – Москва: Мысль, 1965. – Т. 6. – 544 с.

5. Крылов М.П. Современная российская региональная идентичность. Общество и пространство. Теоретико-методологические и дискуссионные вопросы // Изв. Российского географ. общ-ва. – 2006. – Т. 138. – Вып. 6. – С. 19-28.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – Москва: Университетская книга, 1996. – 344 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?