ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА РОССИЙСКУЮ СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется влияние процесса глобализации на российскую социокультурную идентичность. Автор приводит исторические и статистические данные, которые показывают уровень влияния интеграционных процессов на Российскую Федерацию, а также обозначает позицию государства и граждан, направленную на эффективное поддержание традиционной социокультурной индивидуальности. В границах статьи сделаны выводы о том, что процессы глобализации и интеграции существенно не воздействуют на культурный и социальный уклад российского общества.

Ключевые слова:
глобализация, интеграция, Россия, социокультурная идентичность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На протяжении многих веков складывался процесс, который имеет название «глобализация». Сам термин «глобализация» был активно введен в международный оборот в середине XX в., после Второй мировой войны (1939–1945) [1, с. 65], когда стремительно начали складываться международные отношения между странами Запада и Востока в границах социокультурных, политических, экономических процессов. Глобализация проявлялась и продолжает выражаться, прежде всего, в организации единого мирового рынка, функционировании межгосударственного финансирования, производственных и торговых связей между государствами, образовании общего информационного, культурного пространства и т. д. [2, с. 245].

Глобализация включает в себя процесс интеграции между людьми, государствами, компаниями, основываясь, в первую очередь, на экономической составляющей. Также важно, что она затрагивает все сферы жизни общества, страны в целом, преимущественно влияя на политику, экономику и культуру [1, с. 65].

В 1930-е гг. проблематика российской социокультурной идентичности приобрела актуальность при резком преобразовании традиционного (аграрного) общества в индустриальное. Традиционное общество отличается прозрачностью объяснений в части общественного устройства, поэтому индивид как элемент общества, имел такое же однозначное представление. Индустриальное общество характеризуется сложной системой социальных институтов, поэтому индивид, играя различные социальные роли, постепенно терял единое, традиционное основание для идентичности [3, с. 209].

В восстановительный период после Второй мировой войны начался процесс ускорения технологического развития стран в рамках индустриализации. В частности, транспортная инфраструктура стала на путь качественного улучшения, который коснулся железнодорожных, воздушных и морских перевозок; международная торговля расширяла свои границы для выгодного денежно-товарного обмена, что предопределило устранение политики протекционизма (введение таможенных и торговых сборов на импортные товары). Европейский Союз (ЕС), созданный в 1992 г. [1, с. 65], также стал полем для «принудительного» распространения глобальных процессов на страны Европы.

На интернет-портале «Statista» была опубликована статья «Top 50 countries in the Globalization Index 2023» («Топ-50 стран по индексу глобализации за 2023 год»). Исходя из представленных данных, наиболее высокий уровень влияния глобализации имеет Швейцария (90,75%), находящаяся на первом месте рейтинга; закрывает рейтинг Катар (71,41%). В данном рейтинге нет Российской Федерации, поскольку государство имеет меньший процент влияния глобализации, чем у вышеуказанных стран [4].

В настоящее время Россия как одна из сверхдержав продолжает функционировать в качестве участника международных экономических, политических и других организаций, форумов и объединений: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Объединенных Наций (ООН), Евразийское экономическое сообщество (ЕЭС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), БРИКС, Содружество Независимых Государств (СНГ) и т.д. На встречах стран-участниц обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся геополитики и экономики, а также формулируются общие позиции в различных областях на ближайшее будущее. Являясь членом международных организаций, Российская Федерация впитывает в себя и внедряет во внутренней и внешней политике многие рычаги интегративных компонентов, которые позволяют эффективно сотрудничать с другими странами, использовать их опыт в своей практико-ориентированной деятельности.

Однако Российская Федерация, взаимодействуя со странами Европы и Азии в рамках глобальных, универсальных проблем и интересов, осознает свою суверенность в историческом отношении. На протяжении многих веков складывалась особая российская социокультурная идентичность, основанная на самоопределении, традиционных и культурных особенностях. За столетия до настоящего времени Россия не потеряла этот статус, а, наоборот, его укрепила. В Указе Президента Российской Федерации от 31.03.2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» впервые на государственном уровне было закреплено официальное употребление словосочетания «самобытное государство-цивилизация» по отношению к России [5].

Термин «государство-цивилизация» стал широко употребляться в науке относительно недавно. Феномен данного термина в совокупности с его значением изучали и продолжают изучать отечественные исследователи: А. Г. Дугин, С. Г. Киселев и др.

Обратимся к одному из мнений. Советский и российский философ, социолог, политолог, общественный деятель и переводчик А. Г. Дугин часто обращается к концепции евразийства. Цивилизация, по его мнению, обладает внутренней структурой и сложной организацией, а также отличается обладанием исключительных черт. Философ полагает, что создание цивилизации связано с интересом причастности социальных групп или определенной личности к власти. Тем не менее, цивилизации функционируют до того времени, пока ее лица поддерживают и защищают свои идентичность, ценности и принципы [6, с. 84]. Вместе с тем Дугин подчеркивает, что понятие «цивилизация» входит в теоретическую основу содержания теории многополярности [7, с. 33]. Многополярность, в свою очередь, взаимосвязана с курсом государств на сохранение социокультурной идентичности.

Одним из элементов российской социокультурной идентичности является культурный код России – комплекс отличительных черт, складывающихся на протяжении тысячелетней истории государства-цивилизации, которые характерны исключительно для государственности страны. В данный комплекс входит система норм, ценностей, обычаев, традиций, символов и т.д., которые образуют специфику и особенности определенной национальной культуры.

Глава Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров в рамках Всероссийского молодежного образовательного летнего форума «Территория смыслов» в июле 2023 г. выступал с открытой лекцией на тему «Культурный код русского народа». Переходя непосредственно к статистическим показаниям, он также подробно выделил универсальную базу понимания сущности культурного кода. Главной проблемой лекции стал вопрос: «Что объединяет русский народ?». По данным ВЦИОМ, которые основывались на мнении граждан Российской Федерации, культурный код России имеет следующие позиции: патриотизм и любовь к родине, семья и традиции, гостеприимство и дружелюбие, трудолюбие и настойчивость, уважение к культуре и образованию, коллективизм и взаимопомощь, справедливость и равенство, суверенитет и независимость. При этом, по данным на 2023 г., 91% от всех опрошенных россиян считают себя патриотами своей страны (этот показатель вырос на 7% по сравнению с итогами опроса 2000 г.) [8]. Именно наличие высоко уровня патриотизма говорит о продолжающемся сохранении социокультурной независимости россиян.

Подведем итоги. Во-первых, глобализация не оказывает всеобъемлющее влияние на российскую социокультурную идентичность; во-вторых, Россия отчетливо осознает свою самобытность, которая отражается в позиции «Россия – государство-цивилизация» и высоком уровне патриотизма, пониманием и сохранением гражданами культурного кода и исключительных особенностей сверхдержавы.

Список литературы

1. Кручинин И.Н. Процесс глобализации: проблема неравенства в глобализации // Хроноэкономика. – 2019. – № 5(18). – С. 64–69.

2. Галкин А.А. Глобализация // Большая российская энциклопедия. – Москва, 2007. – Т. 7. – С. 245–247.

3. Тихонов О.В. Диалектика идентичности и кризиса идентичности в контексте глобальных социокультурных трансформаций // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 154. – № 1. – С. 208–213.

4. Top 50 countries in the Globalization Index 2023 // Statista: [сайт]. – URL: https://www.statista.com/statistics/268168/globalization-index-by-country/ (дата обращения: 15.04.2024).

5. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 03.04.2023. – № 14. – ст. 2406.

6. Государство-цивилизация: понятие, сущность, структура / Л.А. Журавлева, Е.В. Зарубина, А.В. Ручкин [и др.] // Образование и право. – 2023. – № 9. – С. 80–88.

7. Дугин А.Г. Концептуальные подходы к понятию «цивилизация» // Вестник Московского университета. – 2013. – Серия 18. Социология и политология. – № 1. – С. 33–41.

8. Федоров В.В. Культурный код русского народа // Территория смыслов. – 2023. – URL: https://vk.com/video-89015898_456240285 (дата обращения: 15.04.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?