Россия
Россия
В статье анализируется понятие аутентичности и его формирование при преподавании дисциплины «Теории и технологии развития личности». В процессе изучения курса студенты знакомятся с различными современными взглядами на природу личности, основные её составляющие. Даётся описание личностных моделей А. Маслоу, З. Фрейда, К. Роджерса. Дифференциация этих концепций позволяет студентам сформировать своё отношение к психологическим теориям, а также лучше понять константы собственной индивидуальности. Интериоризуя понятие аутентичности, студенты по-новому могут взглянуть и на своё поведение, и на поведение окружающих людей. Всё это способствует самопознанию и развитию личности.
аутентичность, дефицитарные потребности, безусловная любовь, самоактуализация, личностные защиты
В программы магистратуры и специалитета включено преподавание дисциплины «Современные теории и технологии развития личности» с опорой на современные психологические теории. Данный курс, с точки зрения автора, может быть направлен на развитие одного из важных личностных качеств – аутентичности.
Для дальнейшего рассмотрения нам необходимо определить данный феномен в нашем понимании. Истоки данного понятия мы находим в концепциях такого направления психологии, как гуманистическое. А. Маслоу в своей основной работе «Мотивация и личность» так определяет это понятие: «Человек должен быть тем, чем он может быть (…) эту потребность мы можем назвать самоактуализацией» [1]. Маслоу подчёркивает, что человек рождён быть аутентичным, это его естественное состояние. Что же мешает человеку реализовывать это свое предназначение? Ответ очевиден: преградой на пути в самореализации становятся общественные связи и общественные институты.
Рождаясь, ребёнок с первых дней жизни уже принадлежит такому общественному институту, как семья. Там он усваивает первые правила жизни в обществе, а вместе с ними и первые ограничения. Родители далеко не всегда, а, может быть, и почти никогда не настроены раскрывать внутренние ресурсы индивидуальности своего ребенка. Очень часто уже здесь ребёнку транслируется необходимость приспособления, а не обращения к себе, своей интуиции, своим потребностям, своему опыту. Это воздействие, направленное скорее на подавление собственного «я», продолжается и в школе.
Однако, с точки зрения продуктивного и всестороннего развития личности, необходимо не «выкраивать её (личность) по уже сложившимся лекалам», но формировать, исходя из установки индивидуальности и неповторимости той своеобразной реальности, той «самости», с которой каждый человек приходит в мир.
Препятствием на пути свободного развития становятся общественные институты, то есть те люди, которые их представляют. Как воспитателю в детском саду, так и учителю в школе сложнее работать с россыпью индивидуальностей. Соответственно, лучшим выходом становится «причесывание всех под одну гребенку». Так, индивидуальность максимально затушёвывается, превращается в обыкновенного человека.
Итогом данного процесса становятся студенты, у которых учёба не вызывает никакого интереса, стремящиеся лишь получить диплом. На занятиях такие студенты присутствуют формально, так же они готовятся к экзаменам.
Но необходимо заметить, что личность, сформированная как автомат, не может создавать новое, проявлять себя творчески, а способна лишь механически повторять ранее выученные модели. Самое главное – творческое начало в таким образом сформированном человеке отсутствует.
С помощью курса «Теории и технологии развития личности», транслирующего множество разных взглядов на природу человека и теорий личности, можно поставить студентов перед новой проблемой. Она (проблема) заключается в новом осмыслении не только представленных теорий личности, но и в обращении к своей собственной модели поведения.
Приведём пример. Наиболее уместной моделью в контексте нашего размышления является концепция А. Маслоу. Он создал широко известную пирамиду потребностей, поэтапное удовлетворение которых может привести к самоактуализации. Обозначим эту модель: все человеческие потребности разделяются на пять уровней. К первому уровню относятся физиологические потребности (в пище, дыхании, сне). Неудовлетворение этой группы потребностей приводит к смерти либо к дефицитарным состояниям, которые рождают жёстко запрограммированное поведение, направленное на удовлетворение этих примитивных потребностей. Второй уровень содержит потребность в безопасности. Он (уровень) также является важным, так как человек неуверенный в стабильности своего положения (наличие работы, зарплаты) стремится к обретению «почвы под ногами». Потребности третьего порядка включают в себя принадлежность к социальным группам и признание в них. С нашей точки зрения, эта группа потребностей помогает вписаться и интериоризовать в себя общественные институты. Наконец, потребность в самоуважении заставляет индивидуума вновь обратиться к глубинам своей личности, но уже в новом, несколько измененном качестве. Все эти четыре группы потребностей А. Маслоу назвал дефицитарными, то есть с ними связано состояние человека, когда он стремится восполнить те ресурсы, которых ему не хватает. Необходимо подчеркнуть, что переход с одного уровня пирамиды на другой возможен только при удовлетворении потребностей предшествующего уровня. Так, голодный человек будет думать только о еде, человек без работы станет интенсивно искать её.
Если же человек удовлетворил потребности четырёх уровней, то у него возникает абсолютно новое состояние, он стремится использовать свои умения и возможности для собственной самореализации, самосовершенствования.
Пятая ступень пирамиды А. Маслоу в отличие от первых четырёх предполагает множество вариантов [1]. Ведь каждый человек нетождественен другому, люди отличаются друг от друга своими способностями, склонностями, различными видами направленности. Именно поэтому в любом обществе есть талантливые ученые, художники, архитекторы, политики. Но в какой мере выбор профессии обусловлен самоактуализацией?
Конечно, множество выборов обусловлено потребностями первых четырёх ступеней. Но, к счастью, так бывает не всегда. Человека уже самоактуализировавшегося отличают следующие особенности: он «адекватно воспринимает реальность, принимает себя, других и мир вокруг, толерантен к неопределенности, свободно мыслит и выражает свои чувства, умеет формировать крепкие отношения с другими, умеет ценить жизнь и быть благодарным ей, постоянно черпает в жизни силы и вдохновение, хорошо приспосабливается к новой культуре, но не дает себя поглотить, в большей степени руководствуется внутренними целями и ценностями, осознаёт, что быть собой лучше, чем нравиться всем.
Вышеперечисленные признаки самоактуализирующегося человека широко известны. Но мы попробуем сделать выводы порой неочевидные.
Первым из них станет то, что процесс самоактуализации это всегда развитие, он не может быть завершён. Человек, остановившийся в своём движении вперед, застывший на месте, теряет это состояние.
Другим следствием данной концепции является то, что самоактуализация является отправной точкой для каждого человека. А. Маслоу говорил: «Человек, достигший самореализации, — это в моем понимании не личность, к которой что-то прибавили, а личность, у которой ничего не забрали» [1]. Таким образом, человек приходит в мир уже с «некоторой программой» и реализация её становится его целью. Итак, человек, перешедший к самоактуализации, аутентичен.
Другой психолог-гуманист К. Роджерс полагал, что стремление человека к совершенству к достижению личностных высот заложено природой. К. Роджерс описывал два типа детского развития. Следуя одному типу, ребёнок уже в детстве осознаёт заложенный в нём потенциал. Альтернативной моделью развития выступает формирование ребенка в условиях тотального контроля и ограничений. Такие дети вырастают людьми, отчуждёнными от своих основ.
Не менее важным понятием концепции К. Роджерса является позитивное принятие. В данной теории это понятие заключает в себе деятельное сочувствие другому человеку. Именно оно позволяет ему идти своей дорогой, делать внутренне обоснованные выводы, быть непохожим на других, не страшиться отвержения [2].
Здесь уместно вспомнить европейские исследования, которые изучали, насколько часто дети играют в игры, предпочитаемые ими самими, находясь в присутствии родителей или без них. В данных исследованиях учёные пришли к выводу, что присутствие родителя (матери) сокращает свободный выбор игр (дети выбирают игры, которые нравятся матери).
К. Роджерс полагал, что свободное развитие ребёнка происходит при наличии двух условий. Первым является власть над своей собственной судьбой. Если ребёнок имеет свободу действий при отсутствии тотального контроля, то он становится творцом своего жизненного плана.
Вторым условием полноценного развития становится чувство сопричастности к обществу, которым в первую очередь для ребенка, как правило, является семья.
Учёный констатировал, дети, не включённые в эмоциональные семейные связи, испытывали психологические проблемы и не могли чувствовать себя аутентично. Они строили своё поведение таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям других людей. Для таких детей аутентичность оказалась полностью заменена социальной желательностью.
К. Роджерс подчёркивает тот факт, что индивидуальность, неповторимость каждого человека, присущая ему от природы, постепенно отступает на второй план, уступая место стремлению вписаться в общественные институты [2].
На занятиях по предмету «Теории и технологии личности» необходимо познакомить студентов с теориями А. Маслоу и К. Роджерса, а также с понятием аутентичности как важным интегральным составляющим личности.
В этом курсе необходимо присутствуют и менее оптимистические взгляды на природу человека. Ярким примером этому может стать концепция З. Фрейда.
Ученый-психолог полагал, что человеку, вышедшему из глубин животного мира, свойственны агрессия и сексуальное влечение. Культура загоняет эти основополагающие константы человеческой природы вглубь. Но подавляя животную природу, человек лишается своих основ. Выходом из этого тупика становится искажение реальности с помощью психологических защит, таких как вытеснения, рационализации, проекции и других [3].
Таким образом, преподавание обозначенного курса позволяет не только познакомить студентов с современными психологическими теориями личности, но и провести работу по развитию личности.
1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб: Евразия, 1999. – 480 с.
2. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. – 240 c.
3. Фрейд З. Эго и защитные механизмы. – М.: Эксмо, 2003. – 256 с.