К ВОПРОСУ ОБ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ВОРОНЕЖСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ УЧИЛИЩЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматривается вопрос ретроспективного подхода к образованию на примере женских духовных школ в России второй половины 19 века. Появление нового типа учреждений, таких как Женские епархиальные училища. Выделены отличительные особенности Воронежского епархиального женского училища, от других женских духовных школ того времени. Авторы приводят перечень, каким был учебный процесс в стенах этого учреждения, цели и задачи. И делают вывод что опыт этой женской духовной школы может быть полезен и сегодня.

Ключевые слова:
Российская империя, Русская Православная Церковь, женское духовное образование, женское епархиальное училища в дореволюционной России, женские духовные учебные заведения, женская духовная школа
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Современный исторический период, пришедший не так давно на смену эпохе «водораздела» [12, с. 12], закономерно ставит перед обществом ряд вопросов, решение которых необходимо для формирования новых социальных ориентиров на очередном витке истории. Многовековое культурное наследие человечества и сама история, на которой это наследие зиждется, ясно показывают, что прочным фундаментом для любого нового этапа развития является хорошо усвоенный опыт прошлого. Именно поэтому в поиске методологии, отвечающей условиям современности, так важна ретроспектива.

Постановка подобных вопросов естественным образом коснулась сферы образования и воспитания, как той стороны социальной жизни, от которой, с одной стороны, во многом зависят условия этой жизни и которая должна при этом ориентироваться на интеллектуальную и духовную ситуацию общественной среды – с другой. В частности, в сфере высшего образования все чаще поднимается тема актуальности Болонской системы, которая в 2003 г. пришла на смену специалитету, традиционному для российского и советского образования. Разумеется, этим вопросом проблематика данной сферы не ограничивается. Сегодня особенно важной задачей сферы образования и воспитания становится формирование у молодежи ценностно-идеологических ориентиров, направленных на развитие будущего России [1, с. 105]. Именно в рамках данного вопроса предпринимается попытка изучения учебного процесса женского духовного училища.

Опыт XIX столетия, как времени расцвета культурной и творческой мысли в нашей стране, дарит исследователям богатый материал для изучения духовных и нравственных основ, на которых должно строиться общество. Философия славянофильства и почвенничества, имеющая значительное влияние на многие умы второй половины века, в поисках самобытного пути России опирается всецело на христианские ценности, для которых основанием общественного единства является идея о его существовании вне времени, в вечности согласно божественному замыслу. В дальнейшем развитие этой мысли приводит к понимаю взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, необходимости наличия общих целей для развития общества, к подлинному пониманию принципа свободы как качества, присущего прежде всего духу, и находящего свое выражение в свободе выбора при поиске истины, добра, справедливости [4, с. 215].

В условиях такого культурно-исторического контекста закономерно, на наш взгляд, рождается гуманистическая идея о необходимости образования девушек из духовного сословия. Стремление мужчин духовного сана обрести счастье идти рука об руку не просто с доброй и хорошей хозяйкой, но подругой, с которой можно разделить свои мысли и душевные чаяния, оказало в дальнейшем воздействие не только на семейный быт священников, но и на общество в целом. С одной стороны, явное, потому что внесло свою лепту в развитие педагогического образования в стране и подготовку кадров для работы в начальных классах [5., с. 174]. С другой стороны, неявное, поскольку уровень образования и воспитания женщин является тем негласным фактором, который поддерживает уровень культурного развития всего общества.

Надо понимать, что женское духовное образование XIX в. имело отличительные и характерные черты, сообразно с особенностями той роли, которую играла женщина в социуме того времени. Тем не менее оно также базировалось на передовых педагогических идеях, восходящих к Песталоцци и Канту. Как отмечает в этой связи доктор философских наук Игорь Павлович Смирнов, «Кант формулирует заслуживающее особого внимания положение: «Целью общественного образования должно быть повышение качества семейного воспитания» ... Полезно вспомнить также, что в некоторых странах педагогика вводилась в учебный план средней школы в качестве обязательного предмета, широко обсуждалась проблема всеобщего педагогического образования. Так, в женских гимназиях России 60-х гг. XIX в. окончившим семь классов давалось право быть учительницами начальной школы, а выпускницы восьмого класса получали диплом домашних учительниц» [14].

Дворянское сословие - одно из первых, которое обеспокоилось дать женщинам образование. К этому благородному делу вскоре подключилось и духовенство. Наряду с институтами благородных девиц стали появляться женские духовные училища, которые имели свои цели, программу и определенную специфику. Сеть таких учебных учреждений раскинулась почти по всей Российской Империи [8, c. 84], и наша Воронежская губерния не стала исключением.

Женское образование девиц духовного сословия в Воронеже, берет свое начало с открытия 1 октября 1865 г. Епархиального Женского училища. Существует две учебные программы этого училища. Проект устава, опубликованный в 1866 г. (по сути это набросок, состоящий из 33 параграфов, по которому определялось, что местные епархиальные власти могут организовать исходя из своих возможностей) [9, с. 12-15], и единый устав Священного Синода, состоящий из 111 параграфов, разосланный по всем училищам для унификации всех подобных женских духовных училищ [11, с. 798]. Если даже бегло сравнивать этих два учебных устава, то последний был более детализирован: приводилась даже почасовика предметов в неделю, по которой в каждом из шести классов девочки должны были заниматься по 18 часов в неделю обязательными учебными предметами. Так, девиц в Воронеже принимали не с восьми лет, а с десяти – двенадцати. Обучались девушки шесть лет. По два года в каждом отделении: низшем, среднем и высшем [11, с. 798].

Если говорить про предметную составляющую, то девицы изучали православный катехизис, Священную Историю Ветхого и Нового Заветов, объяснения богослужения (сейчас это Литургика ), чтение на русском и славянском языках, чистописание, арифметику в четырех действиях, русскую историю и географию, кратко всеобщую историю с географией, церковное пение по нотам и по слуху, различные рукоделия (кройка, вязание, шитье и вышивание шелком), причем упор на это делался настолько, что потом училище принимало заказы на пошив ученицами церковного облачения и других предметов рукоделия [6, с. 813]. Имело место и практическое обучение ведения домашнего хозяйства. Через год после открытия училища, вводится преподавание педагогики в старших классах (это было синодальное распоряжение по всем училищам), что в будущем давало возможность епархиалкам заниматься педагогической деятельностью. А оттачивали они свое педагогическое мастерство в образцовой церковно-приходской школе при епархиальном женском училище [3].

Одно дело программы, но другое дело, как обучение проходило фактически. В этом помогает очерк о времяпрепровождении воспитанниц. Они вставали в 6 часов утра на службу часом ранее. В Храм ходили двумя частями по очереди, чтобы не стеснять прихожан. Зимой всенощная совершается в училище. В богослужении участвовали как псаломщицы. Утром, вставши, заправляют кровати, умываются и потом, одевшись по звонку, около 7 часов собираются в столовую на молитву. По очереди читают молитву, одну главу из Евангелия и Псалтирь. Затем садятся завтракать. За ними следят три помощницы. В 7:30 идут в классы для произвольного повторения уроков до 9 часов, прохаживаясь по зале, а в летнее время выходят в сад. Учебные занятия в классах проходили с 10 до 14 часов. Приходило три учителя, и занятия длились по часу, с получасовыми перерывами между уроками. Потом девочки шли на обед. А после обеда занимались рукоделием до вечера, с перерывом на чай в пять часов. В процессе рукоделия воспитанниц развлекали чтением либо сама начальница училища, либо девочки по очереди. Более искусные девушки в рукоделии были наставницами для своих младших подруг. Девочки обшивали себя сами и принимали заказы по рукоделию, а также при окончании училища могли полностью кроить и шить одежду духовных лиц. По вечерам к ним приходил педагог по музыки и занимался с ним хоровым пением и игрой на инструменте индивидуально (кто платил 15 рублей в год). Чтобы ученицы могли выполнять уроки по музыки и поочерёдно музицировали, училищу пожертвовали рояль, и они собирались приобрести второй. С семи часов вечера до девяти была прогулка, ужин, молитва, и в 10 часов вечера девушки ложились спать [6, с. 810-815].

Каждый год выпускницы держали публичны экзамен, и это была возможность показать себя, свои труды, найти новых попечителей. Спрашивали выпускниц по трем предметам: Закону Божьему, Русской истории и Русской грамматики. Интересен по этому случаю отзыв начальника из одной духовной семинарий, опубликованный в Епархиальных Ведомостях: «ответы воспитанниц, по основательности и отчетливости знания предметов, превосходят воспитанниц других учебных заведений и повыше епархиального училища, стоящих». В перерыве Воспитанницы услаждали слух гостей хоровым пением и музицированием на рояле [7, с. 695].

Характер обучения имел религиозно-нравственную направленность, где во главу угла ставилась религиозность, как свойство воспитания. При этом каждая девица свои религиозные обязанности должна была выполнять с охотой, по внутреннему расположению, а не по принуждению. Знания по наукам ценилось, но не выше, чем правильный взгляд на себя и свое место в обществе. Также прививалось чувство ко всему доброму, прекрасному и трудолюбие [10, с. 33-35].

Изначально Воронежское училище задумывалось как приют для девушек-сирот и девушек из бедных семей. Такова была задумка при открытии училища, а чуть позже в это учебное заведение стремились отдать девиц и из обеспеченных семей, даже при нехватке мест. Так, в 1869 г., Елену Соколову начальница училища пожелала поместить в своей комнате, по уважению к особенной благотворительности для училища ее отца благочинного священника Андрея Соколова [2, с. 603]. И такая популярность этого учебного заведения была неспроста. Нужность и важность воспитания своих дочерей духовенство видело на деле, как помощниц своих отцов и мужей в деле народного просвещения. Как высказался по этому поводу преосвященный Амвросий в своей речи в Харьковском епархиальном женском училище: «влияние наших образованных женщин на народ может быть благотворно в семейных отношениях прихожан; в воспитании их детей, в искоренении суеверий и диких способов лечения у знахарей, в устроении хозяйства, в распространении рукоделия и т. д.» [13, с. 636].

В целом же можно сделать вывод, что несмотря на всю разницу исторических условий, некоторые аспекты организации учебного процесса в Воронежском епархиальном женском училище имеют значение и для современности. Таким образом, ретроспектива может быть использована в интересах перспективы.

Список литературы

1. Вилков А.А. Ценностно-идеологический фактор формирования у современной молодежи образа будущего России (региональный кейс) // Известия Саратовского университета. – 2022. – № 1. – С. 101-107.

2. Выписка из журнала совета Воронеж. епархиального жен. Училища от 23 июля 1869 года // Воронежские епархиальные ведомости. – 1869. – №15. – С. 602-604.

3. Государственный архив Воронежской области. Ф. И-73. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.

4. Гаврилова Ю.В., Головко Ю.В., Курилов С.Н. Консервативно-либеральный синтез русской социально-философской мысли второй половины XIX – первой половины XX вв. и проблема общественного идеала // Социально-гуманитарные знания: научно-образовательное издание. – 2022. – №4. – С. 213-226.

5. Иконников С.А. Приходское духовенство Воронежской епархии (вторая половина XIX – начало XX). – Воронеж: Научная книга, 2014. – 396 с.

6. Отдел неофициальный. Очерк времяпрепровождения воспитанниц Воронежского училища девиц духовного звания. Воронежские епархиальные ведомости. – 1868. – № 24. – С. 810-817.

7. Отдел неофициальный. Первый выпуск воспитанниц воронежского епархиального женского училища // Воронежские епархиальные ведомости. – 1869. – №17. – С. 694-708.

8. Попова О.Д. Епархиалки и российское общество рубежа XIX – начало XX в. Социальный статус, стремления и возможности: монография. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 423 с.

9. Проект устава Воронежского училища девиц духовного звания// Воронежские епархиальные ведомости. – 1866. – №1. – С. 12-19.

10. Речь по случаю открытия Воронежского училища девиц духовного звания// Воронежские епархиальные ведомости. – 1866. – №2. – С. 30-40.

11. Указы Св. Синода, о высочайше утвержденном уставе Епархиальных женских училищ // Воронежские епархиальные ведомости. – 1868. – №24. – С. 783-798.

12. Фурсов А.И. Методология исследования современный политических тенденций в контексте исторического развития (Конец эпохи водораздела (1989-2021): глобальный порядок versus международный порядок) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2021. – №1. – С. 12-19.

13. Что может сделать полезного образованная женщина духовного сословия в приходе мужа или отца? // Воронежские епархиальные ведомости. – 1898. – №16. – С. 633-637.

14. [Электронный ресурс]. URL: https://ug.ru/prevyshe-very (Дата обращения 05.04.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?