Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В тезисах рассматривается такая популярная для середины XIX в. телесная практика, как гимнастика, преломленная в восприятии Льва Толстого. Объектом нашего анализа являются, прежде всего, дневники писателя, в которых он с известной регулярностью отмечал в частности свои достижения в занятиях гимнастикой. При этом в исследовании подчеркивается этический оттенок его восприятия телесной деятельности. Особое внимание уделяется сопоставлению толстовской концепции самовоспитания и гимнастического дискурса.

Ключевые слова:
телесные практики XIX в., гимнастика, методология самонаблюдения, дневники Льва Толстого
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Лев Толстой практически всю жизнь увлекался гимнастикой, любил физическую работу. Биографических данных об этом много. Регламентация гимнастических упражнений, оценка их выполнения занимают не последнее место в дневниковых записях писателя. В. Порудоминский в книге «Если буду жив, или Лев Толстой в пространстве медицины» (2004) достаточно подробно и точно реконструирует его физический облик на основе различных биографических данных [5, с. 49–69], начиная с особенностей походки, стремления двигаться, «точить» и «тратить» себя в труде и заканчивая мелкими, но выразительными чертами его внешности.

Внимание Толстого к воспитанию собственного тела было настолько яркой и значительной его чертой, что, например, А.А. Фет одно из писем завершает следующей фразой: «Жму Вашу гимнастическую руку» [8, с. 308]. Но, конечно, внешний облик писателя часто сливался в восприятии современников с тем, что за ним скрывалось. Порудоминский отмечает, что физическая сила, энергичность Толстого порой соединялись с его «духовной мощью»: «Творческая, духовная мощь Толстого, его телесная энергия и сила, сливаясь воедино, создают образ, который его давний приятель, поэт Афанасий Афанасиевич Фет, обозначает словом богатырь» [5, с. 59].

Толстовские характеристики, относящиеся к занятиям гимнастикой, привлекают внимание не только своей регулярностью. Многие из них имеют этический оттенок: «Гимнастику дѣлалъ неосновательно, т. е. слишкомъ мало соображаясь съ своими силами, эту слабость я вообще назову: заносчивость, отступленіе отъ дѣйствительности» [6, с. 48]; «На гимнастикѣ хвалился (самохвальство)» [6, с. 48]; «Въ гимнастикѣ тщеславіе» [6, с. 49]. Однако подобным образом в раннем дневнике Толстой следит за тем, как читает и пишет, ведет себя в обществе, играет, общается и т. д.: «Съ Михалковымъ трусость, желаніе выказать и неисполненіе правилъ» [6, с. 49], «Писалъ выписки, замѣчанія и дневникъ, слишкомъ торопясь» [6, с. 54], «Вечеромъ читалъ безъ системы, необдуман[ность]» [6, с. 54]. Б. Эйхенбаум, анализируя ранние дневники Толстого, отмечает: «Свою душевную жизнь Толстой старается заковать в правила – он, как педагог – экспериментирует сам над собой» [9, с. 38]. Добавим от себя: и телесную жизнь тоже. «Методология самонаблюдения» поначалу связывает всё воедино. Однако позже, вместе с формированием концепции труда, Толстой всё больше сопрягает различные моральные отклонения с отсутствием физической усталости от работы, а саму гимнастику уже старается не упоминать, хотя не перестает ее практиковать.

Например, в 1884 году он, ретроспективно анализируя причины юношеских соблазнов, приходит к следующему выводу: «Перечитывал дневник тех дней, когда отъискивал причину соблазнов. Всё вздор, одна – отсутствие физической напряженной работы. Я недостаточно ценю счастье свободы от соблазнов после работы. Это счастье дешево купить усталостью и болью мускулов» [7, с. 107]. «Усталость» и «боль мускулов» вновь находятся не столько в сфере физических явлений, сколько в сфере этических. Растраченное тело дарует спасение и счастье. Кроме того, оно становится своеобразным местом столкновения упорядочивающего разума и того хаоса, к которому всякий раз направляет человека его телесность.

Нужно отметить, что гимнастика в середине XIX в. – занятие в светских кругах весьма популярное. В воспоминаниях Фета, относящихся к середине 1850-х гг., есть такое свидетельство: «В то время у светской молодежи входили в моду гимнастические упражнения, между которыми первое место занимало прыганье через деревянного коня. Бывало, если нужно захватить Льва Николаевича во втором часу дня, надо отправляться в гимнастический зал на Большой Дмитровке. Надо было видеть, с каким одушевлением он, одевшись в трико, старался перепрыгнуть через коня, не задевши кожаного, набитого шерстью конуса, поставленного на спине этого коня. Неудивительно, что подвижная, энергическая натура 29-летнего Л. Толстого требовала такого усиленного движения, но довольно странно было видеть рядом с юношами старцев с обнаженными черепами и выдающимися животами. Один молодой, но женатый человек, дождавшись очереди, в своем розовом трико, каждый раз с разбегу упирался грудью в круп коня и спокойно отходил в сторону, уступая место следующему» [8, с. 260]. Поэт подчеркивает, что посещение гимнастического зала в Москве того времени занимает не только людей по возрасту и телесному складу похожих на Толстого, но и тех, кто явно не отягощает себя регулярной физической нагрузкой. Кроме того, в пособиях по гимнастике (по большей части переводных), выходивших с конца 1840-х гг., отдельно оговариваются рекомендации для женщин и детей, например, в «Домашней врачебной гимнастике, для обоего пола и для всех возрастов, начиная от 3-х и свыше 60-ти лет: составленной по методам Шребера и Клосса с присовокуплением правил: борьбы, плавания, катания по льду и гимнастических игр: с 69-ю изображениями» (1858) или «Врачебно-комнатной гимнастике, или изображении и описании врачебно-гимнастических движений, не требующих ни снарядов, ни пособий и потому всегда и везде удобоисполнимых, для всякого возраста и пола» (1855) Д.Г. Шребера, пользовавшейся огромной популярностью во второй половине XIX в.

Судя по всему, светское общество Санкт-Петербурга охватило волной увлечения гимнастикой несколькими годами ранее. Граф В.А. Соллогуб уже в 1847 г. опубликовал в «Санкт-Петербургских ведомостях» в рубрике «Петербургская летопись» фельетон «Гимнастика. – Маскарад Благородного Танцевального Общества. – Художественный базар», позже включенный им в сборник «Черты петербургской жизни 1847 года». В этом произведении он последовательно высмеивает основные элементы гимнастического дискурса.

Во-первых, гимнастика не требует постоянного присутствия дипломированного врача, она представляется доступным средством лечения множества заболеваний, не требующим прохождения обучения на медицинском факультете: «Теперь такой вѣкъ, что все можно знать, ничему не учившись. Кому угодно быть докторомъ – сдѣлайте одолженіе, попросту, безъ церемоніи, я докторъ, вы докторъ, онъ докторъ, мы всѣ доктора: стоитъ только встать въ хорошемъ расположеніи духа, или прибить кого-нибудь хорошенько» [5, с. 31]. Во-вторых, ее преимущество не только в доступности, но и в универсальности: «Гимнастика не только вылечиваетъ отъ всѣхъ тѣлесныхъ недуговъ, но, въ добавокъ, ободряетъ духъ, оживляетъ и веселитъ сердце» [5, с. 33]. Многочисленные упражнения не только приводят в порядок тело, но и оздоравливают дух: «Гимнастическія упражненія имѣютъ также вліяніе на духъ, ибо при многихъ изъ нихъ тѣлесная сила подчиняется духовной...» [3, с. 19] В-третьих, необходимость гимнастики обуславливается образом жизни светских людей, исключающим необходимую мышечную активность: «Въ настоящее время гимнастика составляетъ искусство, необходимое по нашимъ жизненнымъ отношеніямъ, имѣющимъ вредное вліяніе на здоровье большего числа людей, какъ-то: чиновниковъ соетояіщихъ на службе, людей ученыхъ, купцовъ, ремесленниковъ и вообще дѣловыхъ, тѣмъ самымъ, что, ведя сидячую жизнь, лишенную потребнаго движенія, они не обращаютъ должнаго вниманія на свое тѣлесное состояніе» [3, с. 6]. «Неповоротливый образ жизни» – главная причина большинства недугов: «У кого голова болитъ, у кого бокъ; каждый лечится отъ какой-нибудь хронической болѣзни. Еще бы немного – и весь Петербургъ захворалъ бы. <…> B все это отъ сидачей жизни отъ недостатка движенія, отъ незнанія гимнастики. Къ тому же, при неповоротливомъ образѣ жизни, кровь сгущается, нервы ослабѣваютъ, воображеніе гаснетъ, умъ тупѣетъ» [5, с. 33]. Это механическое восприятие тела Н.Г. Чернышевский иронически осмыслит в рецензии на переведенное в 1856 году сочинение Д.Г. Шребера «Врачебно-комнатная гимнастика». С точки зрения Чернышевского, гимнастика в изложении немецкого доктора экспансивна: выполнение предписанных упражнений вытесняет любую другую деятельность.

Между тем, именно мускульная механика, наблюдение за ней, измерение и фиксация её результатов – главное нововведение гимнастики XIX в. Жорж Вигарелло, французский историк, специализирующийся в частности на изучении различных телесных практик, отмечает: «Иными словами, в новый проект были включены упражнения, называвшиеся “гимнастическими” еще с Античности, но центральное место в нем по-прежнему занимали ритмизированные движения. Однако он не просто довел до конца легитимацию термина “гимнастика”, но и сообщил ему, совершенно новое понимание механики, последовательности, цепочки движений» [2, с. 311]. Мускульная механика стремится вытеснить любую другую телесную деятельность, сделать её лишь каким-то возможным своим дополнением. Она значительно регламентирует жизнь человека, приводит ее в порядок, пытаясь сформировать, воспитать его во всех отношениях здоровым.

Судя по всему, подобное восприятие тела было в какой-то мере сообразно тому восприятию человека в целом, которое раскрывается в ранних дневниках Толстого. Идея «всестороннего развития», овладевшая им на первых порах, провоцирует стремление к упорядочиванию жизни, необходимому для движения, для гармоничного воспитания тела, разума и души: «Какая бы ни была точка исхода моего разсуждения, чтò бы я ни принималъ за источникъ онаго, я прихожу всегда къ одному заключенію: цѣль жизни человѣка есть всевозможное способствованіе къ всестороннему развитію всего существующаго» [6, с. 30]. Мышечная работа (воспитание «телесной воли») является для него лишь одним из компонентов, необходимых для обретения здоровья: работа мысли, например, в большей степени способствует избавлению от телесных недугов. Гимнастка у Толстого – одно из проявлений логики порядка. В этой комплексной работе над собой также нет необходимости присутствия посторонних, в том числе врача, нужна только бумага, позволяющая формулировать программы и правила, а затем фиксировать результаты. В ней также можно найти спасение от «развращающего» влияния среды и принятого в ней образа жизни.

Изучая дневники Толстого 1860-х гг., Бибихин фиксирует любопытное наблюдение: «В заботе о гигиене, диете, гимнастке Толстой угадывает старание умереть» [1, с. 94]. Прослеживая толстовский эксперимент с диетой, он отмечает, что стремление к упорядочиванию, в конце концов, не приводит к решению проблем. Регламентация, правила не совместимы с «живой жизнью». Потому Толстой в этом стремлении периодически замечает «старание умереть». И именно тело отрезвляет, выводит из тех ловушек, в которые заводит разум, не желая ему подчиняться. Однако окончательно отказаться от «генерализации» всё же не получается. Толстой формулирует новую концепцию. Тело, «животная личность» человека – это «лопата», которую нужно тратить в работе.

Список литературы

1. Бибихин В.В. Дневники Льва Толстого. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2023. – 464 с.

2. Вигарелло Ж. Работа над телом. Гимнасты и спортсмены в XIX веке // История тела: в 3 т. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – Т. 2. – С. 262–318.

3. Домашняя врачебная гимнастика, для обоего пола и для всех возрастов, начиная от 3-х и свыше 60-ти лет: составлена по методам Шребера и Клосса с присовокуплением правил: борьбы, плавания, катания по льду и гимнастических игр: с 69-ю изображениями. – М.: Типография Т. Волкова и комп., 1858. – 191 с.

4. Порудоминский В. Если буду жив, или Лев Толстой в пространстве медицины. – СПб.: Алетейя, 2012. – 376 с. – (Серия «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы»).

5. Соллогуб В.А. Черты петербургской жизни 1847 года // Сочинения графа В.А. Соллогуба: Т. 1-5. – СПб.: Издание придворного книгопродавца А. Смирдина, 1856. – С. 16–106.

6. Толстой Л.Н. Дневник 1847–1854 гг. // Полн. собр. соч. («Юбилейное»): в 90 т. – М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1937. – Т. 46. – 606 с.

7. Толстой Л.Н. Дневники и Записные книжки 1858–1880 // Полн. собр. соч. («Юбилейное»): в 90 т. – М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1952. – Т. 48. – 576 с.

8. Фет А.А. «Был чудный майский день в Москве»: Стихи. Поэмы. Страницы прозы и воспоминаний. Письма / А.А. Фет; сост. : А.Е. Тархова и Г.Д. Аслановой; вступит. статья А.Е. Тархова; примеч. Г.Д. Аслановой. – М.: Московский рабочий, 1989. – 400 с. – (Московский Парнас).

9. Эйхенбаум Б. Молодой Толстой. – Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2019. – 192 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?