ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО: ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена предварительным результатам изучения сообщества преподавателей и сотрудников Воронежского государственного лесотехнического университета – ветеранов Великой Отечественной войны, их биографий, персональному и коллективному вкладу в дело Великой Победы.

Ключевые слова:
Великая Отечественная война, ветераны, просопография, военно-историческая антропология, история ВГЛТУ
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Работа выполнена при поддержке внутривузовского гранта ВГЛТУ 14В/24

 

С 1960-х гг. в нашем вузе собирались сведения о преподавателях – участниках Великой Отечественной войны, работал Совет ветеранов. В результате этой работы составлялись списки ветеранов, которые на данный момент хранятся в Лесотехническом музее. В музее также хранится комплект фотографий ветеранов-преподавателей, сделанных, вероятно, к 40-летию Победы, а также отдельные фото. Было выпущено несколько сборников воспоминаний ветеранов [1, 2, 3], некоторые данные о них публиковались в вузовской газете «За лесные кадры». Однако списки ветеранов никогда не публиковались. Биографии их также изучены слабо. Материалы о наших ветеранах на данный момент, таким образом, не сведены в единый комплекс. В частности, нет даже общего полного списка преподавателей-ветеранов, поскольку увольнявшиеся люди не вносились в последующие списки. Существует также вероятность, что в ближайшее время личные дела преподавателей будут изыматься из архива и уничтожаться (согласно имеющимся архивным правилам, за истечением срока давности), что приведет к безвозвратной потере информации.

На данный момент существует возможность не только публикации указанных списков ветеранов, но и составления биографических справок о каждом из них, с приложением персональных фотографий. Более того, есть возможность, на основании наградных документов, которые теперь опубликованы на официальном сайте «Подвиг народа», выяснить подвиги многих наших преподавателей. Существуют также некоторые неопубликованные воспоминания преподавателей – участников Великой Отечественной войны.

Помимо научно-исследовательской актуальности, которая заключается в изучении ветеранского сообщества нашего вуза, в конечном итоге – важного элемента истории Воронежского государственного лесотехнического университета, у исследования очевидна и общественная актуальность. Это преддверие 80-летия Великой Победы, сохранение памяти о борцах с фашизмом последующим поколениям, столь важное в настоящее время. Следует также подчеркнуть, что подобное комплексное исследование, с последующей публикацией полученного материала, несет в себе и элемент уникальности – столь подробных и комплексных исследований ветеранских сообществ вузов не существует.

Итогом всей этой работы должен стать биографический справочник, который бы содержал информацию о каждом ветеране: даты рождения и смерти, время и место службы, краткие данные о карьере в нашем вузе. Согласно имеющейся традиции, в список ветеранов включаются не только преподаватели, но и сотрудники вуза, в т.ч. работники отделов ВЛТИ-ВГЛТА, разнорабочие. Одновременно, в список и справочник будут включаться только лица, служившие в армии, но не труженики тыла. Информация о последних очень разрозненна, требует дополнительных исследований. Кроме того, мы исходим из того, что каждый человек, работавший тогда на производстве и, например, в вузах, внес свой вклад в победу. Однако этот подход был бы слишком расширительным, превращающим задачу организации знания в невыполнимую.

На данный момент проведена только предварительная поисковая работа: существующие списки ветеранов сведены в один, все имеющиеся в архиве ВГЛТУ личные дела этих лиц найдены. Однако уже эта предварительная работа дала ощутимые результаты.

Во-первых, имеющийся на стенде в нашем музее список ветеранов включает 119 фамилий. Этот список, судя по всему, отражает состояние знаний о количестве и персональном составе ветеранов в ВЛТИ на конец 1980-х гг., когда создавалась первая версия музея. Объединенный список ветеранов, на основании которого проведена поисковая работа, включает 222 фамилии, т.е. почти в 2 раза больше. В то же время, и эта информация не является полной. Дело в том, что списки, содержавшие дополнительные фамилии, составлялись, видимо, в середине 1960-х – 1970-х гг. Это означает, что часть работников вуза 1940-х – 1950-х гг. в них не попала. Поэтому проводится фронтальное исследование описей 2 и 3 архива ВГЛТУ, которые содержат информацию о них. В результате, уже сейчас обнаружено 22 фамилии дополнительно (в основном на буквы А и Б). Вероятнее всего, итоговый список ветеранов будет составлять более 300 человек.

Во-вторых, информация о сотрудниках, содержащаяся в наградных документах, позволяет все же определить степень значимости вклада того или иного человека в дело Победы. Наибольшую ценность имеет информация о тех героях, которые провели основную часть войны на передовой, принимали непосредственное участие в боях с врагами. Их личный подвиг не должен быть забыт, и он найдет отражение в обобщающей статье, которая будет предварять сборник. Среди сотрудников ВГЛТУ были генералы, командовавшие крупными воинскими подразделениями, защитник Брестской крепости, артиллеристы и танкисты, на счету которых было немало подбитых немецких машин и т.д.

В-третьих, очевидно, что большинство ветеранов не все время провели на фронте. Кто-то выбывал по ранению, кто-то уходил обучать пополнения, кто-то попадал в плен, кто-то был призван в последние годы войны. Информация об этом тоже имеет научную значимость, в т.ч. с помощью биометрических данных (даты рождения и смерти) мы надеемся получить информацию о влиянии тяжелых ранений на продолжительность жизни. Предварительные данные показывают, что такое влияние было.

В-четвертых, особенно интересно выявить степень успешности жизненной карьеры участников войны после ее окончания. Полученные данные позволяют, например, уже сейчас развеять сложившийся миф о широко распространенных девиациях поведения в ветеранской среде (прежде всего, увлечение алкоголем или, например, повышенная агрессивность). Такие случаи фиксировались в личных делах, но являлись единичными. Нужно, конечно, понимать, что преподаватели вуза представляют собой интеллигентную среду и, естественно, лица с девиантным поведением здесь не задерживались бы. Однако материалы личных дела опять же не дают нам возможности утверждать, что существенная часть поступавших к нам на работу страдала теми или иными психическими или психофизиологическими отклонениями. Зато мы можем сказать, что четверо директоров/ректоров вуза являлись ветеранами Великой Отечественной войны, ветераны возглавляли кафедры, работали проректорами, хотя, конечно, большинство из них трудились рядовыми преподавателями.

Совокупность биографий ветеранов-преподавателей дает еще один любопытный предварительный вывод. Все же большинство из них служили в тыловых частях, частях обеспечения, имея за это различные награды, в том числе ордена. Этот факт нуждается в объяснении, но оно будет получено только после статистических обобщений. Предварительная гипотеза заключается в следующем: получая на войне (в тыловых частях) определенную техническую специальность, ветераны более успешно реализовывали себя в стенах вуза. Примерно то же происходило с политработниками.

Конечная задача исследования заключается не только в выявлении наиболее полного перечня ветеранов, но и организация последующей работы по популяризации этого знания среди студентов и преподавателей ВГЛТУ. Последняя может проводиться, например, в виде ежегодной лекции ко Дню Победы, способствуя военно-патриотическому воспитанию.

Научная ценность исследования также очевидна. Ветеранское сообщество не так уж часто исследуется, тем более, что работа эта связана с довольно значительными усилиями (на данный момент над проектом справочника работают четверо человек, выигран внутренний грант). Обычно публикуемые сведения – это справочники о тех или иных (в т.ч. произвольных) совокупностях ветеранов, не сопровождающиеся анализом полученных данных, хотя порой весьма удачные и академичные [4, 5, 6, 7]. Стратегии адаптации ветеранов в мирной жизни, их переживание войны, отраженное в воспоминаниях и личной судьбе – все это является аспектами широкого научного направления: исторической антропологии.

Список литературы

1. Бойцы вспоминают… / ред.-сост. Л.Н. Суркова. – Воронеж: ВГЛТА, 2008. – 64 с.

2. Бугаков В.М., Мильцын А.Н. Огни Великой Победы. – Воронеж: ВГЛТА, 2010. – 84 с.

3. Бугаков В.М., Мильцын А.Н. И радость салюта победного. – Воронеж: ВГЛТУ, 2015. – 62 с.

4. Вернулись с Победой: преподаватели и сотрудники КГУ – ветераны Великой Отечественной войны: справочник / отв. ред. К.Ю. Кладова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. – 204 с.

5. Участники Великой Отечественной войны на страницах биографических и биобиблиографических словарей и справочников: аннот. библиогр. указ. (1956–2000 гг.): в 2 ч. / под ред. Н.А. Сидоренко. – СПб.: Библиотека Академии Наук, 2012.

6. Они не дрогнули в военном лихолетье… : преподаватели, сотрудники и студенты Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, участвовавшие в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Страницы истории под общ. ред. И.Э. Есауленко. – Воронеж: Научая книга, 2020. – 347 с.

7. Есауленко И.Э., Сементковский В.М. Фронтовые подвиги профессоров ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. – Воронеж: Научная книга, 2020. – 190 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?