Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обоснована перспективность систем рекуперативного торможения для повышения энергоэффективности легковых автомобилей в условиях города. Рассмотрено преимущество электрических систем, заключающееся в их высоком КПД (до 85 %). Разработана математическая модель, оценивающая рекуперируемую энергию и расход топлива с учетом ключевых эксплуатационных параметров. Выявлено, что эффективность рекуперации максимальна при скоростях 60-80 км/ч и высокой частоте торможений. Установлено, что внедрение таких систем обеспечивает экономию топлива до 30 % в городском цикле, подтверждая их высокую эффективность.

Ключевые слова:
рекуперативное торможение, энергоэффективность, легковой автомобиль, математическая модель, рекуперируемая энергия, расход топлива, городской цикл, системы рекуперации
Список литературы

1. Armenta-Deu C., Cortes H. Analysis of kinetic energy recovery systems in electric vehicles. Vehicles 2023, 5, 387-403. https://doi.org/10.3390/vehicles5020022. EDN: https://elibrary.ru/MJXBHT

2. Alberto Boretti Perspective on compressed CO2 regenerative braking systems for passenger cars. e-Prime – Advances in Electrical Engineering, Electronics and Energy 12 (2025) 100970. https://doi.org/10.1016/j.prime.2025.100970.

3. Alireza Azarm, Mohsen Esfahanian, Hosein Hamidi Rad development of an innovative flywheel-based brake energy recovery system for enhanced urban fuel efficiency in passenger cars. Automotive Science and Engineering, Vol. 14, № 2, (2024), 4388-4406. https://doi.org/10.22068/ase.2024.671.

4. Jinghan Guo, Jinqing Zhou Comprehensive analysis of braking energy recovery system for new energy vehicle. Highlights in Science, Engineering and Technology MSMEE 2023, Vol. 43 (2023). – Pp. 504-511.

5. Zuyi Lin, Tong Mo, Tianyi Wang Research and analysis on brake energy recovery of pure electric vehicles. E3S Web of Conferences 424, 01007 (2023) ICREE 2023. – 5 p. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202342401007.

6. Szumska E. M., Jurecki R. The analysis of energy recovered during the braking of an electric vehicle in different driving conditions. Energies 2022, 15, 9369. https://doi.org/10.3390/en15249369. EDN: https://elibrary.ru/DQVYZK

7. Szumska E. M. Regenerative braking systems in electric vehicles: a comprehensive review of design, control strategies, and efficiency challenges. Energies 2025, 18, 2422. https://doi.org/10.3390/en18102422.

8. Miroslaw Wendeker, Michal Gęca1, Lukasz Grabowski, Grzegorz Baranski Measuring regenerative braking electricity generated by the city bus with internal combustion engine. Advances in Science and Technology Research Journal 2021, 15(3), 215-223. https://doi.org/10.12913/22998624/140787. EDN: https://elibrary.ru/GVMJYW

9. Solliec1 G. Le, Chasse A., Van-Frank J., Walser D. Dual mode vehicle with in-wheel motor: regenerative braking optimization. Oil & Gas Science and Technology – Rev. IFP Energies nouvelles. 2011 – 14 p. DOI :https://doi.org/10.2516/ogst/2012013.

10. Emikia M. Szumska, Adriana Skuza, Rafal Jurecki The analysis of energy recovered by an electric vehicle during selected braking manoeuvres. The Archives of Automotive Engineering – Archiwum Motoryzacji Vol. 99, № 1, 2023. – Pp. 18-29. https://doi.org/10.14669/AM/162079. EDN: https://elibrary.ru/IQNRDI

11. Posmetev, V. I. Results of Computer Simulation of a Braking Vehicle Energy Recovery System / V. I. Posmetev, V. O. Nikonov, V. V. Posmetev // 6-th International Conference on Industrial Engineering (ICIE 2020) : Conference proceedings, Sochi, Russia, 2020. – Sochi, Russia : Springer International Publishing, 2021. – P. 652-661. – DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-54817-9_75. EDN: https://elibrary.ru/WUPPTP

12. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019611251 РФ. Программа для моделирования движения лесовозного автомобиля с накопителями энергии в гидромоторах колес : № 2019610101 : заявл. 10.01.2019 : опубл. 23.01.2019 / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев ; заявитель ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова».

13. Посметьев, В. И. Теоретические обоснования новых технических решений, обеспечивающих повышение эксплуатационных свойств лесовозных автомобилей / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев. – Воронеж : Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова, 2024. – 275 с. EDN: https://elibrary.ru/FEGPLZ

14. Никонов, В. О. Оценка эффективности лесовозного автопоезда с накопителями энергии в гидромоторах колес на основе компьютерного моделирования / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, В. В. Посметьев // Мир транспорта и технологических машин. – 2018. – № 3(62). – С. 46-54. EDN: https://elibrary.ru/YMCDMT

15. Никонов, В. О. Состояние проблемы и обзор конструкций транспортных средств с системами рекуперации энергии торможения / В. О. Никонов, В. И. Посметьев и др. // Воронежский научно-технический Вестник. – 2018. – Т. 2, № 2(24). – С. 4-19. EDN: https://elibrary.ru/XYZNZZ

Войти или Создать
* Забыли пароль?