Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Россия
сотрудник с 01.01.2015 по настоящее время
Воронеж, Россия
Рассмотрен и проанализирован вопрос безопасности дорожного движения и уровень аварийности с участием диких животных и пешеходов на дорогах общего и специального пользования. Проанализирован вопрос поведения участников дорожного движения на проезжей части, а также представлены рекомендации по уменьшению риска попадания пешехода под колеса автомобиля и соблюдения ими правил поведения на дорогах.
дорога, автомобиль, пешеход, животное, безопасность
Автомобильный транспорт играет главную роль в дорожном движении транспортной структуры как всей страны, так и отдельных регионов, которую подразделяют на категорию общего и категорию специального пользования. При перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом особое внимание уделяют показателям качества перевозочного процесса [3]:
– безопасности, к которой можно отнести техническое состояние автотранспорта, стаж и опыт водителя, оборудование пассивной безопасности транспортного средства (ТС) (ремни, подушки безопасности и другие защитные устройства);
– комфортности (удобства езды);
– времени передвижения пассажира на маршруте (включает время подхода к остановочному пункту, время ожидания маршрутного ТС и время на проезд).
В процессе перемещения пассажиров и грузов ни одно ТС не застраховано от такого негативного явления перевозочного процесса, как дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого повреждаются ТС, получают ранения, или погибают участники движения 9 (водители ТС, пассажиры, пешеходы). С целью снижения ДТП на предприятиях автотранспорта проводится работа по их предупреждению. ДТП, совершенные водителями автобусов, грузовых ТС, а также легковых таксомоторных ТС, имеющих право выполнять перевозки, занимают не последнее место среди всех совершенных ДТП.
Статистика происшествий с участием водителей автотранспортных предприятий по Воронежской области за 2022 год представлена на рис. 1 [6].
Из рисунка видно, что в Воронежской области, как и во всей нашей многонациональной стране в целом, наблюдается незначительное снижение показателей происшествий (рис. 2). Это можно объяснить ростом количества автомобильного транспорта, что в свою очередь способствует увеличению заторовых ситуаций и уменьшению скорости сообщения на участках улично-дорожной сети (УДС).
Рисунок 1 – Состояние вопроса происшествий по Воронежской области за 2022 год с участием автомобильного транспорта общего пользования
Данные негативные явления влекут за собой повышение концентрации выбросов отработавших газов и загрязняющих веществ в атмосферу, негативное их влияние на здоровье и психофизиологическое состояние водителей и пассажиров ТС, способствуют снижению концентрации внимания и утомляемости.
Рисунок 2 – Статистика ДТП по годам в РФ
На улично-дорожной сети каждое такое происшествие наносит тяжкий вред здоровью и жизни граждан, а также высокий материальный ущерб. Становятся инвалидами, а хуже всего – погибают дети (рис. 3).
Рисунок 3 – Показатели аварийности за 2020 – 2022 гг. в городском округе
г. Воронеж с участием детей
По статистическим данным службы ГИБДД по Воронежской области и показателям аварийности в разделе безопасности дорожного движения нами был проведен анализ всех происшествий, на которые повлияли различные факторы. На рис. 4 изображена гистограмма, которая отображает виды происшествий, которые чаще всего встречались на автомобильных дорогах и УДС г. Воронежа за период с января 2020 по декабрь 2022 гг. Как видно из гистограммы, преобладали такие виды происшествий, как столкновение ТС – 1226, наезд ТС на пешехода – 873 и опрокидывание ТС – 333 происшествия [6].
Рисунок 4 – Гистограмма распределения ДТП по видам за 2020-2022 год
в Воронежской области
Поведение пешеходов на проезжей части улицы или дороги существенно отличаются от поведения диких животных. Однако, в некоторых ситуациях выйдя на проезжую часть улицы или дороги, пешеходы не обращают внимания на возможную внезапную опасность. Действия пешехода, как существа разумного, не всегда правильны, поскольку не соответствуют требованиям ПДД РФ. Наезд автомобиля на пешехода есть ДТП, которое происходит довольно часто. Чтобы предотвратить такой вид происшествия применяют разные способы организации и регулирования движения [8]. Незащищенность пешехода перед автомобилем дает ему приоритетное положение на проезжей части. В результате наезда на пешехода водитель несет гражданскую, административную, или уголовную ответственность, в результате чего пешеход считает себя неприкосновенным по отношению к водителю. В результате такого положения пешеходов на дорогах одной лишь Воронежской области с 2020 по 2022 годы зарегистрировано 2087 ДТП с участием пешеходов из 8020 произошедших [6]. Для снижения количества наездов на пешеходных переходах (ПП) управление транспорта городского округа г. Воронеж рекомендовало запретить остановку ТС на расстоянии 15 метров до пешеходных переходов совместно с камерами фотофиксации [2]. Есть рекомендации по увеличению этого расстояния до 20 метров [1]. В настоящее время. Напомним, что согласно пункту 12.4. ПДД РФ в редакции от 22 сентября 2016 г., остановка ТС запрещается на ПП и ближе 5 м перед ними [7].
Для уменьшения риска попадания пешехода под колеса автомобиля необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, а именно:
– пешеходам необходимо иметь на своей одежде световозвращающие элементы, для того, чтобы водитель в темное время суток мог заранее распознать их в условиях недостаточной видимости;
– движение пешеходы должны осуществлять по тротуарам, а если они отсутствуют, то по краю обочины;
– переходить пешеходный переход необходимо под прямым углом, а не под произвольным (что часто происходит);
– не оценив расстояния до приближающегося ТС, не выходить на проезжую часть [4].
1. Об обеспечении безопасности движения пешеходов / В. А. Зеликов, Г. А. Денисов, Ю. В. Струков, Н. И. Злобина, Н. В. Зеликова, С. В. Писарева / Грузовик. 2023. № 5. С. 31-35.
2. Злобина, Н. И. О повышении безопасности движения в зоне действия знаков «Пешеходный переход» и «Зебра» / Н. И. Злобина, Г. А. Денисов, Ю. В. Струков // Бюллетень транспортной информации. – 2016. – № 8 (254). – С. 24-26.
3. Злобина, Н. И. Обоснование транспортного освоения лесосырьевых баз с учетом безопасности дорожного движения : дис. … канд. техн. наук / Н. И. Злобина ; ФГАОУ ВО "САФУ Имени М.В. Ломоносова". – Архангельск, 2022.
4. Иван Буранов. Стоянку критикуют без остановки. – Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/3281345.
5. Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности "Организация и безопасность движения" / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Транспорт, 2001. – 247 с.
6. Основные показатели аварийности и их динамика. Госавтоинспекция МВД России. – Режим доступа: http://www.gibdd.ru. – Загл. с экрана.
7. Полосухина, М. В. Обеспечение безопасности дорожного движения на пешеходных переходах / М. В. Полосухина, Н. А. Муравьева // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. – 2016. – Т. 3. – № 1. – С. 287-293.
8. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта : Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ. – Ред. от 18.03.2020 – 30 с.