Воронежский институт МВД РФ
Россия
С целью выбора оптимального маршрута движения автомобиля, рассмотрены наиболее известные и опробованные технологии контроля и управления на автомобильном транспорте, применяемые на сегодняшний день. Особенно важное значение выбора оптимального маршрута движения автомобиля от лесозаготовки до нижнего склада имеет в случае, когда требуется переместить не сами лесоматериалы, получаемые путём поперечного деления, а быстро портящиеся попутные продукты переработки дерева.
организация перевозок, системы связи, мониторинг подвижных объектов, каналы связи, передача информации
В процессе выполнения различных профессиональных задач на автомобильном транспорте возникают задачи определения местоположения, выбора наиболее удобных и, в тоже, время экономически выгодных маршрутов движения.
При предоставлении услуг в сфере грузовых и пассажирских перевозок руководители часто сталкиваются со сложностями во время контроля работы организации. Чтобы не переживать за качество выполнения работы автотранспорт оснащается специальной системой контроля, которая помогает отслеживать все входящие в автопарк объекты [1].
Для удаленных регионов, труднодоступных участков, с холмистым и горным ландшафтом с резкой пересеченностью рельефа, данная проблема стоит особенно остро. Если в условиях населенных пунктов проблема организации связи решена наличием достаточного количества телекоммуникационных систем, антенн, установленных вышек различных компаний сотовых и других систем связи, то в местах заготовки леса таких технических возможностей для организации связи с автомобилем, либо нет, либо их реализация связана со значительными трудностями.
Особенно важное значение выбора оптимального маршрута движения автомобиля от лесозаготовки до нижнего склада имеет в случае, когда требуется переместить не сами лесоматериалы, получаемые путём поперечного деления, а быстро портящиеся попутные продукты переработки дерева, в частности хвою. Получение качественного продукта из хвои зависит от продолжительности времени с момента отделения ее отделения от ветви дерева до переработки. Таким образом, оптимизация маршрута движения в местах лесозаготовки является актуальной задачей.
Рассмотрим наиболее известные и опробованные технологии контроля и управления на автомобильном транспорте, применяемые на сегодняшний день.
Аналогом сотовых систем связи являются системы транкинговой связи. Они нашли широкое применения в крупных организациях, охранных агентствах, ведомствах, государственных структурах и службах и др. Принцип их работы во многом схож с технологиями сотовых систем связи, однако оборудование и каналы связи принадлежат той организации, которая их приобрела и использует.
В состав комплекса технических средств входят: мобильные радиосредства, портативные – скрытно носимая и открыто носимая радиостанции автомобильная радиостанция, переносная радиостанция; стационарные радиосредства (трассовый двухчастотный ретранслятор, одночастотный ретранслятор с повторением информации, стационарная радиостанция с двумя вынесенными приемо-передатчиками; сервисное оборудование (аппаратура оперативного контроля работоспособности средств радиосвязи, групповые и индивидуальные зарядные устройства (ЗУ-1 и ЗУ-2) для заряда аккумуляторных батарей портативных и переносных радиостанций, аппаратура ввода управляющей и ключевой информации, беспроводная гарнитура для скрытного приема звуковой информации [2].
Как правило одна базовая станция поддерживает до двадцати четырех радиоканалов, что позволяет обеспечивать связью более четырехсот абонентов. Контроллер автоматически определяет свободный канал и предоставляет его пользователю по запросу.
Таким образом, организация может самостоятельно, в зависимости от своих потребностей, устанавливать необходимое оборудование (базовые станции, состоящие из нескольких репитеров) в том числе и в труднодоступных местностях, где обычные сотовые системы связи не поддерживаются. Иными словами, транкинговая связь используется для решения узкого круга профессиональных задач (рис. 1).
Происходит автоматическое и динамическое распределение небольшого числа каналов среди большого числа радио-пользователей, как правило, в диапазонах частот от 150 до 900 МГц.
Рисунок 1 – Принцип организации транкинговых систем связи
Как правило, наиболее распространенным способом передачи информации является цифровой, однако есть компании, предоставляющие аналоговые технологии и их комбинации.
В тех случаях, когда необходимо установить связь, например, для двух базовых станций на значительном расстоянии в несколько километров, а прокладка кабельного канала затруднительна или невозможна целесообразно использование радиорелейных систем связи (РСС) (рис. 2) с наиболее распространённым частотным диапазоном от 2 ГГц до 38 ГГц.
Рисунок 2 – Радиорелейная система связи
Современная цифровая РРС – сложный технический комплекс, в который входят приемопередатчик, модем, мультиплексор, приемопередающие антенны, система автоматического резервирования, система телеуправления и телесигнализации, контрольно-измерительная аппаратура, устройства служебной связи, система электропитания. Рассмотрим функции основных устройств: приемопередатчика, модема и мультиплексора [1].
В последнее время все большее распространение находят диапазоны от 38 ГГц до 92 ГГц. Информация передается по радиоканалу в пределах прямой видимости от одной антенны к другой. Могут использоваться естественные высоты ландшафта. Таким образом, имеется возможность для объединения нескольких базовых станций транкинговой связи.
Если вышеописанные технологии не обеспечивают в полном объеме все потребности в связи для организации, возможно дополнительно использовать спутниковые системы связи.
Например, когда установление прямой видимости невозможно для радиорелейной связи, можно использовать фиксированные системы спутниковой связи, работающих в диапазонах частот: 4-6 ГГц; Х 7-8 ГГц; Ки 11-14 ГГц; Ка 20-30 ГГц. Кроме того, для обеспечения индивидуальной связью водителей, подвижных, подвижных и стационарных объектов используются подвижные системы спутниковой, работающие в диапазоне частот до 1 ГГЦ, а также в полосах частот L 1,5-1,6 ГГц и S 2,4-2,5 ГГц.
Таким образом, использование современных технологий радиосвязи и их комбинаций позволяет обеспечить максимально эффективный маршрут движения автотранспорта, что позволяет в значительной степени минимизировать время доставки продуктов лесозаготовки от места сбора до оборудования по переработке в продукт с сохранением необходимых свойств для дальнейшего использования.
1. Бокова, О. И. Системы и сети передачи информации : Рекомендовано УМО по образованию в области Инфокоммуникационных технологий и систем связи в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / О. И. Бокова, Д. А. Жайворонок, Н. Н. Оськин, Н. С. Хохлов. – М. : ДГСК МВД России, 2016. – 192 с.
2. Власов, В. М. Беспроводные технологии на автомобильном транспорте. Глобальная навигация и определение местоположения транспортных средств : учебное пособие / В. М. Власов, Б. Я. Мактас, В. Н. Богумил, И. В. Конин. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 184 с.