РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: ИНТЕГРАЦИЯ С АВТОМАТИЗИРОВАННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПЛАТФОРМАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современное образование ставит перед собой задачу не только передачи знаний, но и развития критического мышления, самостоятельности и инициативности у студентов. Рейтинговая система оценки, основанная на комплексном подходе к оценке учебной активности студента, вносит значительный вклад в решение этой задачи. Она позволяет прозрачно и объективно оценивать успехи студентов, мотивируя их к дальнейшему развитию. В данной статье будет рассмотрена методология разработки такой системы и её интеграция с современными образовательными платформами.

Ключевые слова:
образовательная платформа, оценивание успеваемости, высшее образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Рейтинговая система оценки знаний студентов предполагает накопление баллов за выполнение различных видов учебной активности: лекционные курсы, семинары, лабораторные работы, курсовые проекты, самостоятельные и исследовательские задания. Ключевой особенностью такой системы является возможность адаптации под специфику образовательного процесса в разных учебных заведениях и дисциплинах.

Принципы формирования рейтинга

  1. Комплексность: Оценка должна учитывать разнообразные аспекты образовательной деятельности студента.
  2. Объективность: Критерии и баллы за каждый вид деятельности должны быть четко определены и прозрачны.
  3. Динамичность: Система должна позволять отслеживать прогресс студента в течение всего периода обучения.
  4. Мотивация: Рейтинговая система должна способствовать повышению интереса студентов к учебному процессу и их активному участию.

Более детально, общий рейтинг (Rобщ)  может включать в себя следующие компоненты:

  1. Академическая успеваемость (Rакад ): Оценки за экзамены, зачеты, курсовые работы и проекты.
  2. Научная деятельность (Rнауч ): Участие в научных конференциях, публикации.
  3. Публичные выступления (Rвыст ): Участие в дебатах, конкурсах, олимпиадах.
  4. Социальная активность (Rсоц ): Участие в волонтерских проектах, общественной жизни университета.

Общий рейтинг студента может быть выражен как:

Rобщ =αRакад +βRнауч +𝛄Rвыст +δRсоц

где α,β,  𝛄, δ  – коэффициенты важности каждой компоненты, что позволяет гибко настраивать систему в зависимости от специфики учебного заведения и направления подготовки

Для создания алгоритма, описывающего процесс реализации и функционирования рейтинговой системы оценки знаний студентов с использованием C++, можно воспользоваться следующими шагами:

  1. Определение структуры данных для хранения информации о студентах.
    • Создание класса StudentActivity для хранения имени студента и его баллов по академической деятельности, научной работе, публичных выступлениях и социальной активности.
  2. Разработка функции для расчета общего рейтинга.
    • В классе StudentActivity реализация метода calculateTotalRating, принимающего коэффициенты значимости каждой деятельности (α,β,  𝛄, δ)  и вычисляющего общий рейтинг как сумму произведений баллов по каждому направлению на соответствующий коэффициент.
  3. Считывание и обработка данных о студентах.
    • Определение функций для считывания данных из внешних источников (файлов, баз данных), их парсинга и инициализации объектов класса StudentActivity.
  4. Вычисление и вывод результатов.
    • Для каждого студента вызов метода calculateTotalRating и вывод полученного рейтинга на экран или сохранение его в файл/базу данных для дальнейшего анализа.
  5. Главная функция.
    • В функции main организация чтения данных о студентах, инициализация объектов StudentActivity и вызов функций для расчета и вывода рейтингов.

Алгоритмически это можно представить так:

начало

    создать класс StudentActivity с полями:

        - name (имя студента)

        - academicPerformance (академическая деятельность)

        - researchActivity (научная деятельность)

        - publicSpeaking (публичные выступления)

        - socialActivity (социальная активность)

    создать метод calculateTotalRating для класса StudentActivity:

        входные данные: alpha, beta, gamma, delta (коэффициенты значимости деятельностей)

        общий рейтинг = (academicPerformance * alpha) + (researchActivity * beta) +

                        (publicSpeaking * gamma) + (socialActivity * delta)

        вывод общего рейтинга

    в функции main:

        считать данные о студентах

        для каждого студента:

            инициализировать объект StudentActivity

            вызвать метод calculateTotalRating

            вывести общий рейтинг студента

конец
 

Выводы

Рейтинговая система оценки знаний студентов является важным инструментом современного образовательного процесса. Её разработка и интеграция требуют тщательного анализа и понимания целей и задач образовательной программы. Применение такой системы позволяет не только повысить мотивацию студентов к учебе, но и сделать процесс оценки их знаний и умений более объективным и прозрачным.

Внедрение рейтинговой системы способствует формированию комплексного подхода к обучению, где важное место занимает не только получение теоретических знаний, но и развитие практических навыков, участие в научной и общественной жизни учебного заведения. Это подразумевает создание условий для всестороннего развития личности студента, стимулирование его к самосовершенствованию и самореализации.

Завершая, хочется отметить, что успешное внедрение и функционирование рейтинговой системы оценки требует не только использования передовых технологий и методик, но и постоянного диалога между всеми участниками образовательного процесса: администрацией учебного заведения, преподавателями, студентами и их родителями. Только совместными усилиями можно достичь поставленных целей и сделать образование максимально эффективным и соответствующим современным требованиям.

Список литературы

1. Дьяков С.Н. Фатькин В.А., Система рейтинговой оценки знаний студентов / Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса 2021 - С. 78–81.

2. Теребова Е. Н., Сергиенко Л. А., Павлова М. А. Разработка рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов экологических направлений подготовки // Принципы экологии. 2023. Т. 14. № 4. С. 3–2.

3. Полуэктов А.В., Макаренко Ф.В., Ягодкин А.С. Использование сторонних библиотек при написании программ для обработки статистических данных // Моделирование систем и процессов. – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 33-41.

4. Новикова, Т. П. Математическая модель распределения трудовых ресурсов при технической эксплуатации и ремонте автотранспортных средств / Т. П. Новикова, А. И. Новиков, С. В. Дорохин // Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса : Материалы 5-й Междунар. науч.-практ. интернет-конференции, Орел, 18–20 апреля 2016 года / под общ. ред. А.Н. Новикова. – Орел, 2016. – С. 133-139.

Войти или Создать
* Забыли пароль?