Тамбов, Тамбовская область, Россия
В статье проанализирована современная практика осуществления государственных и муниципальных закупок. Обосновано, что эффективность закупочного процесса определяются как соотношение результата и произведенных затрат, а оценка эффективности проводится на основе утвержденного перечня показателей эффективности (доля обоснованных жалоб, количество выявленных нарушений, процент расторгнутых контрактов, выявленное нецелевое использование средств бюджета, потери от коррупционных правонарушений). Определено, что современная система государственных закупок чаще всего сталкивается с «ложной конкурентностью». В качестве направлений повышения эффективности государственных и муниципальных закупок предложено совершенствование законодательства в части усиления контроля и прозрачности закупочных процедур, реализация грамотной кадровой политики в части приобретения навыков проведения тендеров, развитие конкуренции и поддержка малого и среднего бизнеса, реализация различных методов минимизации коррупционной составляющей.
государственное и муниципальное управление, государственные и муниципальные закупки, эффективность управления закупочной деятельностью
1. Штеле Е.А., Вечерковская О.Б. К вопросу о понятии «эффективность» // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т.16. Вып. 5. С. 935-947. DOI: https://doi.org/10.24891/ea.16.5.935; EDN: https://elibrary.ru/YQYFVT
2. Нестерович Н.В. О проблемных вопросах управления государственными закупками // Менеджмент и бизнес-администрирование. №3. 2009. С.6-18. EDN: https://elibrary.ru/PETADN
3. Шашина О.Ю. Исследование современных подходов к содержательной стороне экономической категории «Эффективность» // Transport business in Russia. №5. 2014. С.165-168. EDN: https://elibrary.ru/TIMFVJ
4. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации // Эффективность закупок можно и нужно измерять. – URL::https://ac.gov.ru/news/page/effektivnost-zakupok-mozno-i-nuzno-izmerat-27102 (дата обращения 01.02.2025).
5. Приказ ФАС России от 12.11.2018 г. № 1523/18 «Об утверждении перечня показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями федеральной антимонопольной службы» . – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-fas-rossii-ot-12112018-n-152318-ob-utverzhdenii/ (дата обращения 03.02.2025):
6. Зюзина К.Ю., Кузнецова О.Н. Коррупция в контрактной системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд как угроза экономической безопасности // Конкурентная политика в РФ. Реализация конкурентной политики в брянской области: Материалы национальной конференции с международным участием. – Брянск, 2022. С. 115-119. EDN: https://elibrary.ru/CSMZXZ
7. Панов А.Ю. Особенности противодействия конфликту интересов на государственной гражданской службе. – Н. Новгород, 2022. – 64 с.
8. Радюкова Я.Ю., Гукасов Д.С., Колесниченко Е.А. Стратегия и тактика разработки и реализации антимонопольной политики: вектор совершенствования // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. №7. С. 96-102. EDN: https://elibrary.ru/APKKYS
9. Голутвина В.В., Иванова Е.Ю., Колесниченко Е.А. Перспективы развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на базе электронной платформы // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2022. Т. 10. № 1(56). С. 75-88. DOI: https://doi.org/10.34220/2308-8877-2022-10-1-75-88; EDN: https://elibrary.ru/BNJWAA
10. Колесниченко Е.А., Куликова Я.А., Бердикова А.Н. Пути совершенствования системы управления человеческими ресурсами // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). С. 66-73. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2020.1.7; EDN: https://elibrary.ru/AAFNQF
11. Зубатых О.Н., Колесниченко Е.А. Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 53-57. EDN: https://elibrary.ru/OUIJIP



