О КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обоснована необходимость перехода от несистемных мер к комплексной перестройке городской транспортной системы в условиях глобальной урбанизации и роста автомобилизации. Проанализирован мировой опыт решения транспортных проблем, включая технологические, инфраструктурные и управленческие подходы, и выявлены их системные ограничения. Предложена авторская концепция интегрированной транспортной экосистемы, включающая пять ключевых блоков: «умные» дороги, комплексные технические центры, централизованное энергообеспечение, автономный электротранспорт и единую систему диспетчеризации. Установлено, что эффективность современных решений снижается из-за их разрозненности и отсутствия синергии между технологическими компонентами и управленческими платформами. Выявлено, что ключевыми барьерами для создания устойчивой транспортной системы являются неразвитая инфраструктура для электротранспорта, децентрализованное управление потоками и неэффективное использование городского пространства.

Ключевые слова:
городской транспорт, автомобилизация, транспортная система, умная дорожная инфраструктура, автономный транспорт, экологическая безопасность, устойчивая мобильность, интеллектуальное управление, транспортная экосистема, электрический транспорт
Список литературы

1. К 2050 году количество автомобилей на планете удвоится. URL: https://www.miit.ru/news/166770. Загл. с экрана. (Дата обращения 18.11.2025).

2. На автотранспорт приходится 22 % всего загрязнения воздуха в России. URL: https://www.rambler.ru/eco/priroda/55342099-na-avtotransport-prihoditsya-22-vsego-zagryazneniya-vozduha-v-rossii/. Загл. с экрана. (Дата обращения 18.11.2025).

3. Каждый год в мире на дорогах погибает около 1,2 млн человек, ещё 50 млн получают травмы. URL: https://ot-media.ru/news/kazhdyy-god-v-mire-na-dorogakh-pogibaet-okolo-12-mln-chelovek-eschyo-50-mln-poluchayut-travmy/. Загл. сэкрана. (Датаобращения 18.11.2025).

4. Baronchelli M., Falabretti D., Gulotta F. Power demandpatterns of public electric vehiclecharging : a 2030 forecast based onreal-life data. Sustainability 2025, 17,1028. URL: https://doi.org/10.3390/su17031028. EDN: https://elibrary.ru/WPKJXG

5. Perez J., Nashashibi F., Lefaudeux B., Resende P., Pollard E. Autonomous docking based on infrared system for electricvehicle charging in urban areas. Sensors 2013, 13, 2645-2663; doihttps://doi.org/10.3390/s130202645.

6. Hardinghaus M., Anderson J. E., Nobis C., Stark K., Vladova G. Booking publiccharging : user preferences andbehavior towards public charginginfrastructure with a reservationoption. Electronics 2022, 11, 2476. https://doi.org/10.3390/electronics11162476. EDN: https://elibrary.ru/WITMKE

7. Straub F., Maier O., Göhlich D. Car-access attractivenessof urban districts regardingshopping and working trips forusage in e-mobility trafficsimulations. Sustainability 2021, 13,11345. DOI: https://doi.org/10.3390/su132011345; EDN: https://elibrary.ru/AIQFOR

8. Szagala P., Brzezinski A., Dybicz T., Olszewski P., Osinska B. Problems with implementation ofsustainable urban mobility inselected polish cities. Sustainability2024, 16, 11003. https://doi.org/10.3390/su162411003. EDN: https://elibrary.ru/LHCARK

9. Berg J., Henriksson M., Ihlström J. Comfort first! Vehicle-sharing systems in urbanresidential areas : the importance for everydaymobility and reduction of car use among pilot users. Sustainability 2019, 11, 2521; doihttps://doi.org/10.3390/su11092521.

10. Rye T., Hrelja R. Policies for reducing car traffic and their problematisation. Lessons from the mobility strategies of British, Dutch, German and Swedish cities. Sustainability 2020, 12, 8170; doihttps://doi.org/10.3390/su12198170. EDN: https://elibrary.ru/CQZAPC

11. Gunnarsson-Ostling U. Housing design and mobility convenience – the caseof Sweden. Sustainability 2021, 13, 474. https://doi.org/10.3390/su13020474. EDN: https://elibrary.ru/FAMBYX

12. Sun Y., Wu M., Li H. Using GPS trajectories to adaptivelyplan bus lanes. Appl. Sci. 2021, 11,1035. https://doi.org/10.3390/ app11031035.

13. WangH., ChenY.F., Min R., Chen Y. K. Urban DAS dataprocessing and its preliminaryapplication to city trafficmonitoring. Sensors 2022, 22, 9976.https://doi.org/10.3390/s22249976. EDN: https://elibrary.ru/XUAEVO

14. Ranieri L., Digiesi S., Silvestri B., Roccotelli M. A review of last mile logistics innovations in anexternalities cost reduction vision. Sustainability 2018, 10, 782; doihttps://doi.org/10.3390/su10030782.

15. Machado C.A., Hue N.P.M., Berssaneti F.T., Quintanilha J.A. An overview of shared mobility. Sustainability 2018, 10, 4342; doihttps://doi.org/10.3390/su10124342.

16. FilippiF. A paradigm shift for a transition to sustainable urbantransport. Sustainability 2022, 14,2853. https://doi.org/10.3390/su14052853. EDN: https://elibrary.ru/FMXSQR

17. LongN.V., LinhH.T., TuanV.A. Towards smart parking management: econometric analysis and modeling of public-parking-choice behavior in three cities of Binh Duong, Vietnam. Sustainability 2023, 15, 16936. https://doi.org/10.3390/su152416936. EDN: https://elibrary.ru/BZTBMV

18. Zhang C., Zhou R., Lei L., Yang X. Research on automaticparking system strategy. World Electr.Veh. J. 2021, 12, 200. https://doi.org/https://doi.org/10.3390/wevj12040200. EDN: https://elibrary.ru/KQHKXZ

19. Ortega J., Hamadneh J., Esztergár-Kiss D., Toth J. Simulation of the daily activity plans of travelersusing the park-and-ride system and autonomousvehicles: work and shopping trip purposes. Appl. Sci. 2020, 10, 2912; doihttps://doi.org/10.3390/app10082912. EDN: https://elibrary.ru/CZYYXC

20. Mikusova M., Abdunazarov J., Zukowska J., Jagelcak J. Designing of parking spaces on parking taking intoaccount the parameters of design vehicles. Computation 2020, 8, 71; doihttps://doi.org/10.3390/computation8030071. EDN: https://elibrary.ru/YSTQAI

21. Hossen M.I., Goh K.O.M., Tee C., Lau S. H., Hossain F. Smartphone-based context flow recognition foroutdoor parking system with machinelearning approaches. Electronics 2019, 8, 784; doihttps://doi.org/10.3390/electronics8070784.

22. Ali G., Ali T., Irfan M., Draz U., Sohail M., Glowacz A., Sulowicz M., Mielnik R., Faheem Z. B., Martis C. IoT based smart parking system using deep longshort memory network. Electronics 2020, 9, 1696; doihttps://doi.org/10.3390/electronics9101696. EDN: https://elibrary.ru/LLTKUP

23. Coulibaly M., Errami A., Belkhala S., Medromi H. A live smart parking demonstrator : architecture, data flows, and deployment. Energies 2021, 14, 1827. https://doi.org/10.3390/en14071827. EDN: https://elibrary.ru/YBXHKS

24. Olszewski R., Pałka P., Turek A. Solving «Smart city»transport problems bydesigning carpooling gamification schemes withmulti-agent systems : the case of the so-called«Mordor ofwarsaw». Sensors 2018, 18, 141; doihttps://doi.org/10.3390/s18010141.

25. ArizalaA., ZubizarretaA., Perez J. A complete framework for a behavioral planner withautomated vehicles : A car-sharingfleet relocation approach. Sensors2022, 22, 8640. https://doi.org/10.3390/s22228640. EDN: https://elibrary.ru/LFCKKQ

26. Lage M. d. O., Machado C.A.S., Monteiro C. M., Davis C. A., Yamamura C.L.K., Berssaneti F.T., Quintanilha J.A. Using hierarchical facility location, single facilityapproach, and GIS in carsharingservices. Sustainability 2021, 13, 12704.https://doi.org/10.3390/su132212704. EDN: https://elibrary.ru/JKJVEI

Войти или Создать
* Забыли пароль?