Россия
Из всех известных современных разновидностей водного транспорта леса наиболее перспективным является плотовой лесосплав, который имеет как положительные, так и отрицательные свойства при использовании. К отрицательным характеристикам следует относить сезонность работ, потери деловой древесины, большие габариты сплоточных единиц, сложность маневрирования, ограничение скорости движения и другие. Одна из наиболее острых проблем вызываемая огромными гидродинамическими сопротивлениями движению, которые возрастают со скоростью буксировки, является ограничение скорости движения плота по акватории. Ограниченные сроки осуществления сплава леса в плотах могут быть обусловлены периодом весенних половодий и паводков, которые задают узкие временные факторы. Увеличение скорости буксировки сортиментов позволит дать возможность непосредственно уменьшить время транспортировки. Уменьшение гидродинамических сопротивлений при движении плота увеличит предельно допустимую скорость его транспортировки буксирами, что положительно отразится на эффективности сплава леса. Проанализировав имеющиеся известные виды современных лесотранспортных плотов, а также способы снижения гидродинамических сопротивлений в области судостроения, предлагается ряд методов снижения гидродинамического сопротивления движению плота. Рассмотрен метод снижения сопротивления движению плота путем установки гидродинамических обтекателей. Предлагаемые методы могут позволить повысить эффективность сплава леса в плотах.
лесосплав, плот сортиментный, головной гидродинамический обтекатель, сплоточная единица, гидродинамическое сопротивление, речной буксир
1. Митрофанов А.А. Научное обоснование и разработка экологически безопасного плотового лесосплава. Архангельск: Издательство Архангельского государственного технического ун-та, 1999. 268 с.
2. Мануковский А.Ю., Макаров Д.А. Альтернативные самотормозящиеся плоты с кормовыми гидродинамическими тормозами. Воронеж: ВГЛТА, 2010. 11 с. Деп. в ВИНИТИ 29.12.10 № 731-В2010.
3. Мануковский А.Ю., Макаров Д.А. Самотормозящийся плот с мобильными тормозными щитами, стойкими к гидродинамическим перегрузкам. Воронеж: ВГЛТА, 2010. 17 с. Деп. в ВИНИТИ 29.12.10 № 732-В2010.
4. Басин А.М., Анфимов В.Н. Гидродинамика судна. Сопротивление воды, движители, управляемость и качка. Л. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1961. 684 с.
5. Фомильцев М.Н., Львов И.П., Соколов К.Б. Плоты (конструкция, эксплуатация, технология). М. : Лесн. пром-сть, 1978. 216 с.
6. Полимерные композиционные материалы. Свойства. Структура. Технологии / под ред. А.А. Берлина. СПб. : Профессия, 2009. 560 с.
7. Баженов С.Л., Берлин А.А., Кульков А.А., Ошмян В.Г. Полимерные композиционные материалы. Прочность и технологии. М. : Интеллект, 2009. 352 с.